Back to top
Статьи

Rancid: Путь к успеху

09.02.2016

Миллионы проданных дисков, многотысячная армия подражателей, статус “панк-рок мессий”. Все это Rancid. Сегодня мы проследим  путь к славе одной из самых важных панк-рок групп 90-х годов, пройдемся по ключевым релизам культовых калифорнийцев и выясним с чего же все начиналось.


Миллионы проданных дисков, многотысячная армия подражателей, статус “панк-рок мессий”. Все это Rancid. Сегодня мы проследим  путь к славе одной из самых важных панк-рок групп 90-х годов, пройдемся по ключевым релизам культовых калифорнийцев и выясним с чего же все начиналось.

Тим Армстронг познакомился с Мэттом Фрименом в возрасте 6 лет на бейсбольной площадке. Друзья росли и учились вместе в небольшом рабочем городке Элбэни, в пригороде Беркли. Слушая записи Ramones неразлучная парочка решила, что “и мы так сможем”. Результатом этих умозаключений стала группа Basic Radio, в которой Тим и Мэтт пробовали реализовывать свои первые музыкальные амбиции. Как не сложно догадаться, группа просуществовала совсем недолго.

В 1987 году лейбл Lookout! Records выпустил семидюймовый мини-альбом ‘Hectic’ тогда еще мало кому известной калифорнийской команды Operation Ivy, которая вскоре отвесила увесистый пендаль развитию современного ска-панка по всему миру. На тот момент Тим имел прозвище “Линт”, а Мэтта Фримена все почему-то назвали “Мэтт МакКолл”. Помимо них в состав Op Ivy входили Джесси Майклз (вокал) и Дэйв Мэллоу (ударные), саксофонные партии исполнял некто Пол Бэй.

Группа просуществовала всего два года, но шуму наделала изрядно, став прародительницей такого жанра как “ска-кор”. Соединив ска-мотивы с оголтелым хардкор-панком, Operation Ivy запали в сердца вот уже нескольких поколений молодых людей. Первые концерты будущих панк-рок икон проходили в Беркли, в логове калифорнийского панка, в легендарном клубе на Джилман-стрит, откуда ведут свои корни в том числе и Green Day (“924 Gilman Street” был основан в апреле 1986 года и существует по сей день).

«Музыка — это скрытая сила, толкающая к изменениям, так как она дает надежду перед лицом человеческих трагедий. Она помогает сделать мир более сплоченным. В определенные моменты, на некоторых концертах, такой мир уже здесь. Группе Operation Ivy очень повезло — они смогли испытать это чувство. В эти секунды становится понятно, что энергия, которая движет субкультуру вперед, гораздо более важна, чем какая-то отдельная группа. Энергия эта существует благодаря людям, которые продолжают быть заинтересованными и сохраняют настойчивость и надежду» – именно эти слова вокалиста Operation Ivy  Джесси Майклза были напечатанные на развороте их дебютного и единственного полноформатного альбома “Energy”.

[embed]https://youtu.be/ULLysSfZIFQ[/embed]

После того как Operation Ivy распались, Тим и Мэтт основали группу Downfall, которая просуществовала совсем уж неприлично короткое время. По словам Тимофея, группа была создана не как замена Op Ivy, а для того “чтобы просто продолжать играть музыку”.

Джесси Майклз же отправился музицировать в группу Big Rig, которая выпустила единственный EP, который вышел на Lookout! Records в 1994 году. Джесси страдал алкоголизмом около 3 лет, но потом его «достало просыпаться в куче блевотины», и он весьма фанатично увлёкся дзэн-буддизмом. Вскоре Джесси «надоело мерзнуть на улице в 4 утра в дурацком халате», и он потихоньку вернулся в компанию Lookout!, став штатным художником.

Чуть не забыли. В 1988 году Тим и Мэтт создали группу  Dance Hall Crashers (DHC), которую почти сразу же бросили на произвол судьбы. DHC обновили состав, взяли на вокал двух девушек и успешно просуществовали до середины 2000-х. Сейчас группа находится в “творческом отпуске”.

[embed]https://youtu.be/pXhCLW4NgsY[/embed]

Помимо вышеперечисленных групп, Тим и Мэтт предпринимали и другие попытки играть вместе после развала Operation Ivy: Shaken 69 и Generator, но ничем хорошим это не закончилось. Почему? А вот об этом мы вам прямо сейчас и расскажем.

В какой- то момент у  Тима Армстронга возникли серьезные проблемы с алкоголем. Первые тревожные звоночки начали поступать когда проходила запись альбома Operation Ivy. Вскоре Тима уже довольно проблематично было застать трезвым. Дело доходило до того, что кумиру женщин и детей из-за сильнейшей алкогольной интоксикации стоило больших трудов переходить с аккорда на аккорд. Его многократно госпитализировали, несколько раз в тяжелейшем состоянии.

В конце концов, Тим опустился практически на самое дно: мать выгнала его из дома и тому приходилось коротать ночи в государственной ночлежке. В какой-то момент Армстронг понял, что дальше так продолжаться не может и с бухлом придется завязать.

Мэтт Фримен не мог нарадоваться на своего лучшего друга. Парочка вновь принялась пытаться джемить. Вскоре в качестве барабанщика к ним присоединился cосед Армстронга по квартире Брэтт Рид. “Слушай,  Rancid  – это не Operation Ivy, не надейся'”- говорил Тим всем, кто интересовался его новой группой. “И мы не играем ска”- добавлял Мэтт. Троица музыкантов, во главе с теперь уже трезвенником Тимом Армстронгом, рубила вполне себе бодрый oi-панк.

Интенсивные репетиции позволили  Rancid  уже через считанные месяцы открыть гастрольный сезон и объездить с концертами Беркли и его окрестности. В конце 1992 года они подготовили пять песен для своего дебютного EP, который вышел на Loockout! Records. Музыка  Rancid  при всей своей “тяжести” была весьма мелодична, парни со своего самого первого релиза показали, что они не боятся эксперементировать и заигрывать с другими стилями. В то время среди панк-рок групп мало кто на такое решался.

И тут на  Rancid  свое пристальное внимание обратил гитарист Bad Religion Брет Гуревич, который сразу же углядел в  Rancid  огромный потенциал и переманил их под крыло своего лейбла Epitaph Records, на котором те и выпустили свой первый полноформатный альбом со скоромным названием “Rancid ”.

К тому моменту как Rancid начали подготовку к записи своего второго лонгплея, музыканты пришли к выводу, что им категорически необходим второй гитарист в группу. Главной кандидатурой на вакантное место был хорошо известный нам Билли Джо Армстронг (кстати, Билли и Тим не родственники, а всего лишь носители одной и той же громогласной фамилии). Но тот отверг предложение, так как у Green Day на тот момент дела ощутимо пошли в гору.

И тут в поле зрение “Прогорклых” попал 19-летний гитарист Ларс Фредериксен, к тому моменту игравший под началом Чарли Харпера в составе культовых  U.K. Subs. Вместе с новым гитаристом  Rancid  записали сингл «Radio Radio Radio», выпущенный лэйблом Fat Wreck Chords. Заглавный трек с него был сочинен совместно с Билли Джо. Любопытный факт: Ларса поначалу едва не выперли из группы из-за проблем алкоголем (вот это поворот!).

Следом в продажу поступил и второй полноформатный альбом  Rancid   “Let’s Go”. Песню “Salvation с этого альбома парни решили выпустить в качестве радио-сингла,  а клип на этот трек получил ротацию на “том самом MTV”. Песня рассказывала о том, насколько Тиму Армстронгу туго было вкалывать на “Армию Спасения” и какой жизненный урок он из этого извлек.

«Иногда практически невозможно разобрать, что поёт Тим Армстронг, хотя это и не имеет большого значения» – писал один из критиков об альбоме “Let’s Go”. Со временем пластинка обзавелась сначала “золотым”, а потом и “платиновым” статусом.

Тут-то как раз и наступил очередной виток популярности панк-рока, и на волне интереса к Green Day и The Offspring многие гиганты музыкальной индустрии обратили внимание и на  Rancid . Что уж там говорить, даже сама Мадонна пыталась затащить  Тима и компанию на свой лейбл “Maverick”!

Поначалу музыканты хотели заключить длительный контракт с  “Epic Records”, которые сходу пообещали выдать под роспись полмиллиона долларов. Но оглянувшись назад и увидев слезы на глазах смотряшего им вслед Бретта Гуревича,  Rancid  решили остаться вместе с  Epitaph Records, поскольку “ни одна компания не гарантировала свободы действий, которую предоставил независимый лейбл Epitaph”.

“…And Out Come The Wolves”, третий, и как говорят лучший, альбом  Rancid , вышел 22 августа 1995 года.  На тот момент Ларс Фредериксен, присоединившейся к  Rancid  перед записью “Let’s Go”, все активнее участвует в жизни группы, выполняя при случае и обязанности вокалиста, а также все чаще становясь соавтором нового материала. Обложка  “…And Out Come The Wolves” отсылает  к EP альбому группы Minor Threat 1984 года выпуска, на котором изображен младший брат вокалиста Minor Threat Яна Маккея.

Вы помните слова Мэтта Фримена, которые мы приводили выше? “Мы не играем ска”. Так вот, альбом представлял собой взрывоопасный коктейль из ска и панка. Какова ирония, а?  Rancid  ушли к своим корням, плохо это или хорошо решать уже вам, дорогие друзья.

На альбоме не было ни одной проходной вещи. Хотя тут нечему удивляться:  Rancid  для этого альбома написали около сорока песен, но после двух месяцев сидения в студии было отобрано 19 лучших. Самую активную медийную поддержку с альбома получила песня и клип “Ruby Soho”. Надо ли говорить, что “…And Out Come The Wolves” практически мгновенно получил платиновый статус?

Откатавшись в 1996-м в составе “Lollapalooza tour”, музыканты решили взять небольшой тайм-аут, дабы заняться сторонними проектами. А тем временем Армстронг открыл собственное подразделение Epitaph, получившее название  “Hellcat”. Вместе с Ларсом они занимались поиском молодых дарований и их последующим продюссированием.

К студийной деятельности “ Rancid ” вернулись в 1998-м, приступив к записи “Life Won’t Wait”. Еще больше “ска” и огромное количество гостей, начиная от лидера  “Agnostic Front” Роджера Мирета и вокалиста The Mighty Mighty Bosstones Дики Баррета, и заканчивая популярной рэгги-певицей Буджу Бэнтон. Запись проходила во множестве различных студий: от Сан-Франциско до Ямайки. Несмотря на все это, “Life Won’t Wait” вышел ощутимо  слабее “…And Out Come The Wolves”, но фанаты остались вполне довольны.

Пятый альбом группы получил название “ Rancid ”. Ничего не напоминает?  Rancid  опять вернулись к своим истокам. Минимум “ска”. Только ненависть, только хардкор. Широкая публика не оценила такого жеста и пластинка продалась весьма слабо.

К 2003 году  Rancid  поняли формулу своего  успеха  и выпустили альбом “Indestructible”. На этот раз массовый зрителей остался весьма доволен.  Rancid  снова вернулись к своему заигрыванию с различными стилями музыки. Альбом ,кстати, даже сумел подняться на 15-тую строчку чарта Billboard 200. И неудивительно, на “Indestructible” что не песня – то потенциальный хит. В текстах  затрагивались в том числе и очень личные темы, включая  развод Тима Армстронга с вокалисткой The Distillers Броди Даль. Официальный релиз альбома откладывали несколько раз. Изначально его планировали выпустить в середине-конце 2002 года, потом в начале 2003-го, и, наконец, Indestructible был выпущен 19 августа 2003 года. Одной из причин задержки было активное участие членов группы в других проектах.

2009 год ознаменовался выходом альбома “Let The Dominoes Fall”. Шестилетняя пауза между релизами  была вызвана тем, что Тим Армстронг занимался одним из своих сайд проектов –  хип-хип\панк-рок группой Transplants, которой принадлежит авторство темы из рекламы задолбавшего всех шампуня (это ирония, если кто не понял, Transplants крутая группа, заслуживающая внимания не меньше чем  Rancid ). Ларс Фредериксен в этот момент решал возникшие проблемы со здоровьем и попутно уделял время и своим сторонним проектам. Мэтт Фримен тем временем горбатился на Майка Несса в Social Distortion, но и у него возникли нешуточные проблемы – ему диагностировали рак лёгких.

В музыкальном плане “Let The Dominoes Fall” отдаленно похож на “Indestructible”. Не обошлось и без нововведений: появились акустические песни (с акустическими гитарами, акустическим басом, перкуссией и мандолиной). На оригинале альбома таких песен три, но в дополненном издании прилагается диск, где в акустике переиграны большинство песен с “Let The Dominoes Fall”.

“Изящная баллада «Civilian Ways», украшенная мандолиной, да The Specials-образный боевик «I Ain’t Worried» будут сюрпризами этого наглядного доказательства того, что в панк-роке тоже можно стареть красиво”. Именно эта цитата из рецензии на этот альбом как нельзя лучше описывает седьмой лонгплей калифорнийцев.

Мы подошли к последнему вышедшему на данный момент альбому  Rancid   – “Honor Is All We Know”. Пластинка вышла в конце прошлого года и вызвала весьма неоднозначную реакцию у фанатов группы. Да, это “тот самый  Rancid ”, но уху на альбоме зацепиться абсолютно не за что. Слово “обычный” вполне точно описывает этот альбом. Добавить тут нечего.

Ну вот мы и прошлись по дискографии мастадонтов калифорнийского панк-рока. Начав с глубочайшего андеграунда, группа не упустила представившийся шанс и по праву заняла одну из лидирующих позиций на мировом панк-рок олимпе. Смущает только одно. Последние релизы вышли весьма противоречивыми. Но, блядь, это же  Rancid . Им можно простить многое, если не все.

Автор текста - Skittles