Back to top
Статьи

Знай своих героев: Егор Летов

09.02.2016

Очерк о Егоре Летове, революционере вне политики, маргинале в чистой рубашке, матершиннике в очках и с томом Достоевского в руке

Поперёк! В минуту умолчания ори как можно громче
По линованной бумаге ты пиши напоперёк! 
Назло! Поперёк! Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас! 
(Егор Летов «Враг народа»)


Очерк о Егоре Летове, революционере вне политики, маргинале в чистой рубашке, матершиннике в очках и с томом Достоевского в руке

Поперёк! В минуту умолчания ори как можно громче
По линованной бумаге ты пиши напоперёк! 
Назло! Поперёк! Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас! 
(Егор Летов «Враг народа»)

10 сентября 1964 года в городе Омске в семье военнослужащего и медсестры родился долгожданный сын Игорь. И оставаться бы ему Игорем Летовым и далее, и, быть может, пойдя по стопам отца, стал бы он военным, красивым-здоровенным, или секретным ядерщиком из Семипалатинска, или вовсе не оставил бы следа о себе. Но нет. Суровый Омск, некогда столица Белой колчаковской России, затем гордый носитель звания города Трудовой Славы, могучий индустриальный гигант во времена Советского Союза, не мог не наложить свой отпечаток на судьбе простого сибирского паренька. Игорь (позднее Егор, но об этом позже) Летов вырос в мрачном спальном районе города со всеми его прикрасами в виде соседей-ЗЕКов, драк и беспробудного пьянства. Ребенком он обладал уникальным талантом – исчезать из серой малоприглядной жизни, погрузившись в волшебные фантастические, фантасмагорические и сюрреалистические миры, одним простым движением – достав с полки новую книгу. Книги наш герой читал запоем всю жизнь. В долгих путешествиях из Москвы в Омск и обратно они были его собутыльниками, учителями, верными друзьями и источниками вдохновения для новых песен. Лем, Стругацкие, Гаррисон, Бредбери, Гоголь, Хантер Томпсон, Хармс, Миллер… Казалось бы, что среди них общего, но Егор Летов всегда умел объединить необъединяемое, и найти там что-то свое. Но самым любимым писателем для него всегда оставался Достоевский. Их связь была не только идеологической, но и географической – в Омске Достоевский некогда отбывал ссылку.

В этой сибирской серой мрачной конъюктуре среди ярких волшебных историй и выдуманных миров в 80ые годы из худенького и неприметного Игорька и вырос однажды Егор Летов, оставив за спиной незаконченное ПТУ, работу рисовальщиком портретов Ленина для заводских стендов наглядной агитации, и пошел вперед:

«Первую половину жизни человек наполняет себя чужой информацией. Но приходит момент, когда она должна хлынуть через край. <…> Творчество начинается тогда, когда вокруг тебя, вне тебя нет того, что бы ты хотел увидеть или услышать. <…> Не было в то время группы, которая бы меня удовлетворяла, и поэтому я сам сделал группу, которая меня удовлетворяла».

Так в начале 80-х появилась группа «Посев», названная в честь известного антисоветского журнала. Позже, в 1984-м, Летовым и Рябиновым была создана Гражданская Оборона. Название было выбрано не случайно. Отец Егора был военным, пропагандистом политического отдела Советской армии и вел в школе уроки ОБЖ. Минимальный состав Гражданской Обороны сводился к одному Егору, который был и гитаристом, и вокалистом, и басистом, и ударником, и оформителем, и продюсером. Группа играла панк пополам с психоделикой, экспериментальным и гаражным роком, сам Летов характеризовал стиль ГрОб как «сибирский суицидальный пост-панк». Известность группа получила в 1988 году на фестивале «СыРок». И что характерно, популярность не сделала из Летова последнего героя. Он довольно скептически относился к своим почитателям, не жалуя их задушевными разговорами и посиделками на кухне до утра, а однажды перед концертом ГрОб его избили фанаты, приняв его за его же подражателя. Кроме фанатов в 80ые Егор Летов приобрел некий статус диссидента и был отправлен на принудительное лечение в психбольницу один раз и чуть не оказался там во второй. Почуяв угрозу, он на всякий случай в одиночку записал все, что мог, сам играя на всех инструментах. Получилось целых 8 альбомов. В этот период родилась песня «Все идет по плану», завоевавшая аудиторию, но вначале не совсем ту, на которую рассчитывал Егор. Вообще его способность объединять необъединяемое и быть во всем взаимоисключающим отразилась и на творчестве. В 80ые группа полюбилась не только интеллигенции, воспитанной на неприятии советского строя и зачитывающейся научной фантастикой, но и полукриминальным, маргинальным элементам, для которых конец 80х развязал руки и позволил вылезти из тени. Тексты песен могли понять, пропустив через себя, не многие; в основном сейшены служили для того, чтобы посильнее нажраться и поорать «Хой, Хой, Хой». Позднее Егор решил записывать альбомы с таким звучанием, чтобы подобная аудитория не могла их слушать, тем самым сузив круг своих почитателей.

В 1987—1989 годах Егором Летовым и его соратниками был записан целый ряд альбомов «Гражданской обороны»: «Красный Альбом», «Хорошо!!», «Мышеловка», «Тоталитаризм», «Некрофилия», «Так закалялась сталь»,  «Боевой Стимул», «Всё идёт по плану», «Песни радости и счастья», «Война», «Армагеддон-Попс», «Здорово и вечно», «Русское поле экспериментов». В те же годы записывались альбомы проекта «Коммунизм» (в составе: Егор Летов, Константин Рябинов, Олег «Манагер» Судаков), началось сотрудничество Летова и Янки Дягилевой.

Стоит отдельно отметить альбом «Русское поле экспериментов», созданный в 1989 году. Переполненный ненавистью и злостью ко всему, к прогнившему режиму, к миру, к себе, Летов, как и сама страна, был готов и ждал перемен.

[embed]https://youtu.be/fSkVnuAwAH0[/embed]
13 апреля 1990 в Таллине состоялся «последний концерт», после чего группы ГрОб временно не стало.  Альбомы «Прыг-скок» (1990) и «Сто лет одиночества» были выпущены под названием «Егор и опизденевшие».
В 1993м группа вновь собирается. Но «Системы», которая давила и душила, больше нет, есть только хаос и неразбериха, что отразилось и на взглядах самого Летова, и на творчестве ГрОб. В 1994—1998 годах Летов, не только не приняв, но и осознав желание бороться с ельцинским режимом, становится одним из лидеров национал-коммунистического рок-движения «Русский прорыв», получает партбилет, стоит на баррикадах и  ведёт активную гастрольную деятельность, в основном выступая с патриотическими песнями. В 1999 году отправился в тур в поддержку Виктора Анпилова на выборах в Госдуму. В своих интервью Летов заявляет, что политика для него как искусство, как творчество масс. К слову, не смотря на статус панк-звезды, интервью Егор давал и достаточно охотно.

В 1995—1996 годах Егор Летов записал ещё два альбома: «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия», вновь в составе группы «Гражданская оборона». Популярность группы, которую уже считали своей и нацболы, зашкаливает. На облупленных стенах подъездов там и тут появляются надписи: «Это не важно, важен лишь цвет травы», «Когда я умер, не было никого, кто бы это опроверг», Вечная весна в одиночной камере», «А небо все точно такое же, как если бы ты не продался», «Пуля виноватого найдет», «Не бывает атеистов в окопах под огнем». Иногда прослеживается даже женский подчерк. Вообще, как и любой солдат своей революции (помните, «Солдатами не рождаются. Солдатами умирают»), Егор не был обделен женским вниманием. Хотя и здесь он оставался верен своему принципу взаимозаключаемости: часто сообщал, что женщин ненавидит. Но, видимо, чем меньше женщину мы.. Ну, вы поняли. Но говоря про Егора, все сразу вспоминают Янку Дягилеву. Она стала своего рода Нэнси для Сида-Егора в понимании фанатов. Хотя было ли это так, узнать невозможно, спросить уже не у кого.
Женат Егор был лишь однажды на басистке ГрОб и, между тем, дочке новосибирского профессора, Наталье Чумаковой. Может брак, может возраст подтолкнули Летова к отходу от политики. С 2004 по 2008г его песни наполнены философскими рассуждениями, психоделом. Обработка песен становится более качественной. Но аудитория, на ура некогда принявшая «Винтовка это праздник», ждала от него революции, правильного посыла наконец. А он повзрослел. В 2004—2005 годах вышли два новых альбома группы — «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация» (заглавная песня написана во время нахождения Егора Летова в реанимации), появление которых вызвало новую волну интереса к «Гражданской Обороне», как среди широкой публики, так и в прессе. В мае 2007 года вышел альбом «Зачем снятся сны?», ставший последним альбомом группы. Впоследствии этот альбом был назван Егором Летовым лучшим.
Последний концерт «Гражданской обороны» состоялся 9 февраля 2008 года в Екатеринбурге. Этот концерт снимался местной телекомпанией.
Умер Летов в 43 года в Омске в феврале 2008 года. Официальная версия — остановка сердца. По словам врачей — алкогольное отравление.

[embed]https://youtu.be/072LlzkkLwo[/embed]
В день его смерти объявили: «Умер Егор Летов – лидер группы Гражданская оборона. И не было никого, кто бы это опроверг.
Давайте сегодня вспомним Егора Летова как советского и российского поэта и музыканта, звукорежиссера, продюсера, художника-оформителя и коллажиста. Кстати, все коллажи для своих альбомов Егор делал сам, как в детстве, продумывая их на обоях. Он любил кошек, потому что они, как он, непредсказуемы и не имеют хозяина. Любил футбол, потому что для него футбол это был не просто спорт, это был «рок-н-ролл, панк-рок, экстремальный вид искусства, философия и политика» (с).

Я не думаю, что мои песни — песни взрослого человека. Мои песни — это песни животного. Это песни какого-то ребёнка, которого довели до состояния, когда он автомат в руки взял, скажем так.

Вот таким он и был – ребенком с автоматом.

Автор текста – Ирина Зуева