Back to top
Статьи

Клуб CBGB: Крохотный бастион свободы

23.02.2016

Разбираемся как и почему в трущобах Нью-Йорка появилась колыбель панк-рока

 


Мы не всегда мы получаем то, что хотим. И причины этому могут быть самые разные. Будь-то человеческий фактор (банальная лень), завышенная планка ожидания, природное явление. А иногда это просто стечение обстоятельств, которое вынуждает тебя изменить курс направления, которого ты долгое время придерживался. И не всегда это плохо.

Возьмем, к примеру, Хилли Кристала. 42 летний банкрот, мечтавший открыть музыкальный клуб, с репертуаром состоявшим из кантри, блюграсса и блюза, неожиданно для самого себя стал «крестным отцом панк-рока». Сам того не ожидая, Кристал взрастил на своих плечах американскую культуру панка. Разве мог он подумать, глядя на 4 парней в кожаных куртках и рваных джинсах, что в далеких 2000-х  футболки с их логотипом будут продаваться в модных бутиках, а повзрослевшие родители будут цеплять эти футболки не только на себя, но и на своих еще совсем маленьких детей?

«Мама всегда говорила: что бы услышать, надо послушать»

Хилли Кристал

Кто знает, в каком виде мы бы получили культуру панк-рока если бы не Хилли Кристал и его легендарное детище. CBGB – это не просто клуб, это своего рода завод по выпуску легендарных музыкантов. Место, в котором произошло зарождение того, чем живут десятки тысяч молодых и не очень людей.

История клуба начинается с декабря 1973 года. Хилли Кристал, окрыленный идеей открытия клуба с музыкальной сценой, изначально выбрал не самое удачное месторасположение. Бауэри, улица на которой и произошло рождение культурного феномена, была не самой благополучной в районе Манхэттена. Основной контингент состоял из пьяниц, наркоманов, ветеранов Вьетнамской войны и прочих, совсем не рок-н-ролльных персонажей. Хилли объяснял свой выбор места низкой арендой. И правда, в столь убогом райончике арендаторы отдавали помещение за разумные 600$ в месяц.

Как уже говорилось, у Хилли были свои планы на это место. Любитель музыки кантри и блюза, Кристал получал отказы от музыкантов данного жанра. Ни один приличный исполнитель не желал выступать в столь злачном месте. Поэтому к аббревиатуре CBGB (Country, BlueGrass, Blues) добавилось OMFUG (Other Music for Uplifting Gourmandizers). Так продолжалось, пока на горизонте не появились Ричард Хелл и Television. Убедив Хилли дать им выступить в своем клубе, они фактически выступили в роли яркой лампы, на которую начали слетаться все местные «насекомые».

Стоит ли перечислять группы, которые выступали на этой не большой сцене с узким коридором, полнейшей антисанитарией, и чили, в который по слухам кончали парни из Dead Boys? Не думаю, что это вообще возможно, так как через двери этого крохотного храма рок-н-ролла за 33 года существования прошло десятки тысяч групп, включая покорителей стадионов  AC/DC, Green Day, Guns and Roses, The Police. Но, конечно же, не этими именами было славно это место. Патти Смит, Television, Iggy and The Stooges, Ramones, Blondie  - лишь малая, но довольно весомая часть героев 70-х годов, которые являлись постоянными музыкальными гостями набирающей популярность «дыры на Бауэри».

Сам Хилли говорил в интервью: «Трудно поверить, но в то время CBGB был единственным рок клубом на весь Нью - Йорк, это было маленькое грязное помещение с крысами, тараканами и ужасной вонью».

Кристал всегда чхал на правила. Наверное, логично что вокруг такого человека собралась почти вся американская панк-братия того времени. В CBGB бывало много инцидентов, один из них, связан с тогдашней популярной группой Dictators. Скандальное происшествие произошло во время выступления Джейн Каунти (бывшего Уэйном Каунти), музыканта и трансвестита. В ходе конфликта, Большой Дик Монитоба, вокалист Dictators, получил травму, их группу провозгласили гомофобами и запретили играть во всех клубах. На что Хилли сказал: «Черный список? Никто не будет указывать мне, кого можно нанимать, а кого нет. Мне плевать на эту херню».

Эдуард Лимонов, известный писатель и политический деятель, в цикле рассказов «Обыкновенные инциденты» описывал свой поход в клуб CBGB в рассказе «Первый панк». В нем повествуется о том, как в легендарное место проходил поэтический вечер в перемешку с выступлениями панк-групп. Специальным гостем из России был приглашен поэт Андрей Вознесенский.

« - Хотите, Андрей, посмотреть на разложившийся Запад крупным планом? сказал я, наклонившись к уху советского поэта. - Спуститесь в туалет. Taм ебутся» 

Застать половой акт в кабинке туалета маленького клуба и сейчас не редкость, это вполне себе даже норма, другое дело, когда такие вещи происходят непосредственно на сцене. Во время одного из выступлений Dead Boys, Джиния Рейвен, их будущий продюсер, подбила официантку сделать минет вокалисту во время исполнения «Caught With The Meat In Your Mouth».

Хилли Кристал был «очарован» музыкой Dead Boys, настолько, что решил сменить амплуа и стать их менеджером. После нападения на барабанщика, в ходе которого он получил множество ножевых ранений и оказался на грани жизни и смерти, Хилли с друзьями организовали благотворительный концерт в CBGB, который длился с пятницы до воскресенья.

Но не только музыканты были завсегдатаями клуба. Энди Уорхол, Уильям Берроуз, Мальком Макларен, Джим Джармуш тоже любили захаживать в столь эпатажное местечко. Здесь постоянно кто-то тусовался, обменивались идеями, в одно время CBGB стал центром сбора одиозных, творческих личностей.

Например, здесь постоянно тусовались Джон Холмстрон, который вместе с Гедом Данном и Легсом Макнилом ввели термин «Панк» по отношению к музыкантам, которые играли в CBGB. Именно так они и назвали свой фанзин, с иллюстрированными обложками, интервью музыкантов, фотографиями, рассказами.

Хилли Кристал, не смотря на достаточно малую площадь, создал бастион для самых отвергнутых молодых ребят Нью – Йорка, которые создали эпоху, культуру, наследие которое продолжает жить и по сей день. Чего к сожалению нельзя сказать не про самого Хилли, не про его эпохальное место.

Клуб CBGB пришлось закрыть в 2006 году. Официальной причиной значится неподъемная сумма аренды, которую выставили владельцы дома, в котором находился клуб. В 2005 году, арендаторы подняли цену с 19000$ до 65000$, а после и вовсе обвинили руководство в неуплате 91000$. 15 октября 2006 года состоялся последний концерт, на котором выступила Патти Смит и полностью посвятило свое выступление Хилли и по настоящему легендарному месту.

.Кристал не желал сдаваться и хотел перенести клуб в Лос – Анджелес. Егор Летов рассказывал, что клуб так же хотели перенести в Токио, сохранив его целиком и полностью.

К сожалению, ни одному из планов не суждено было сбыться. Хилли Кристал погиб 28 августа 2007 года, от рака легких. Тент CBGB был перенесен в холл Зала Славы Рок-н-ролла в Кливлинде.

Легендарное место существует и посей день. Вернее, то что от него осталось, ведь теперь на месте, где тусовались Ramones, тусуются люди совсем из другого слоя общества. Дело в том, что на месте СBGB открыли бутик модной одежды John Varvatos. Дизайнер признает историческую ценность помещения, и в качестве знака уважения оставляет часть граффити в туалете, а так же стену с афишами, посвященными 10-тилетию клуба.

Не думаю, что если бы CBGB все таки перенесли в другой город, он бы остался тем самым CBGB. Поэтому, возможно хорошо, что все случилось, так как оно есть. В каждом городке наверняка есть свой CBGB, и так как нам уже не суждено оказаться внутри оригинала, нужно пытаться превращать местные клубы в такие же легенды. Ведь не место красит человека, а человек место. И Хилли Кристал доказал это как ни кто другой.

Автор текста – Данил Перетяжко