Back to top
Статьи

Знай своих героев: Патти Смит

10.07.2016

Патти Смит - одна из самых ярких личностей в истории панк-рока. Не даром Легс Макнил, один из основателей журнала "PUNK" и один из авторов книги "Прошу, убей меня!", назвал её "крёстной матерью" этого жанра. Такое определение закрепилось за Патти, ведь оно идеально отражает её вклад в становление панк-рока.


Патти Смит - одна из самых ярких личностей в истории панк-рока. Не даром Легс Макнил, один из основателей журнала "PUNK" и один из авторов книги "Прошу, убей меня!", назвал её "крёстной матерью" этого жанра. Такое определение закрепилось за Патти, ведь оно идеально отражает её вклад в становление панк-рока.

На творчество певицы повлияли её увлечения в ранние годы. Её не понимали в семье и школе, и своё одиночество Патти топила в поэзии Артюра Рембо, музыке Боба Дилана, Джими Хендрикса, The Doors и The Rolling Stones. Увлечение поэзией и положило начало её карьере, хотя до этого Смит пробовала себя художницей и артисткой, вела "богемный" образ жизни. Свой творческий путь она начала после одного из концертов The Rolling Stones.

"Я видела всё будущее поэзии. Я правда видела его, чувствовала его, я так переживала, что едва не выскочила из собственной кожи: во мне проснулась вера, я захотела продолжать дальше"

По началу Патти читала свои стихи в Церкви Святого Марка. Однажды, встретив Ленни Кея в музыкальном магазине и обнаружив общую любовь к малоизвестным ранним течениям рок-н-ролла, она пригласила его аккомпанировать ей - и вскоре это стало обязательной традицией. Позже к ним присоединился Ричард Сол.

В 1974-1975 годах сформировался состав группы "The Patti Smith", которой материально помогал знаменитый фотограф Роберт Мэплторп, любовник Патти. Когда к группе присоединился Джей Ди Доэрти, он привлёк внимание Клайва Дэвиса, президента лейбла "Arista Records". В конце 1975 года на свет появился первый альбом "The Patti Smith", "Horses". Впоследствии многие панк-рок музыканты говорили о том, что он сильно повлиял на них и их творчество.

Группа быстро набирала популярность. Патти сама знала, кому предложить послушать альбом - она отлично чувствовала людей и знала толк в шоу-бизнесе. "Патти знала, как завладеть вниманием аудитории и провести зрителей через каждый уголок своего сердца. Она поднимала их до небес - и бросала вниз, ловила на лету и опускала на землю," - так говорил о Смит Джеймс Грауэрхольц, знакомый с ней ещё во время выступлений в Церкви Святого Марка с Ленни Каем.

Патти не всегда была довольна своим творчеством, впрочем, главное для неё - не чтобы цепляли тексты песен, перенесённые на лист бумаги. Главное - держать аудиторию, абсолютно контролировать слушателей. "Объединять людей в коллективное сознание" она училась у Билла Грэма и Адольфа Гитлера, "владевших чёрной магией".

Несмотря на то, что Патти Смит считала, что слова теряют силу, когда оказываются на бумаге, она выпустила несколько книг и сборников стихов. Её произведения "Просто дети" и "Я пасу облака" можно прочитать на русском языке. Вопреки взгляду на это самого автора, её стихи и проза в письменном изложении очень даже цепляют.

23 января 1977 года, выступая в Тампе на разогреве у Боба Сигера, Патти упала со сцены и сломала два шейных позвонка, что вынудило её на год оставить сцену. Смит спела "Давай, Боже, сделай первое движение!" - и закрутилась, она всегда исполняла небольшой балет в середине этой песни. "Патти кружилась и кружилась, она приблизилась к микрофону - и исчезла" - рассказывал Ленни Кай. По словам Джея Ди, падение сильно изменило её: "она осознала собственную духовность и некую духовную систему". В 1978 году Патти Смит вернулась в студию, но снова ненадолго - "Она стала задумываться, что в жизни полно прочих радостей, прикинь? И рок-н-ролл не стоит того, чтобы посвятить ему всю свою жизнь". Музыке она предпочла семейную жизнь с Фредом "Соником" Смитом, гитаристом из MC5. Когда панк-рок стал выходить из андеграунда, она, как и некоторые другие панки того времени, потеряла к жанру интерес.

Прежде чем уйти со сцены, "The Patti Smith" выпустила ещё один альбом - "Wave". "Если послушать "Wave", она всю запись прощается - это совершенно очевидно," - констатировал Ленни Кай. Во время записи пластинки о том, что она последняя, знал только Тод Рандгрен. Больше никто, даже группа. Джеймс Грауэрхольц подвёл итог так: "Патти на самом деле сделала очень хитрую штуку. Она умерла в рок-н-ролле, при этом не умерев по-настоящему".

Патти Смит вернулась на сцену после смерти мужа и брата, в 1996-ом году. Смерть близких людей и нескольких кумиров сильно повлияла на её творчество, и теперь это уже не назовёшь панк-роком. В 2002-ом году певица покинула "Arista Records" и начала отношения с "Columbia Records". Несмотря на то, что звучание несколько ушло от панк-рока, "трёхаккордный рок-н-ролл и сила слова" остались невредимы.

12 марта 2007 года имя Патти Смит было внесено в Зал Славы Рок-н-ролла, награду певица посвятила Фреду Смиту. В настоящее время Патти всё ещё выступает.
О Патти говорят как о, возможно, самой главной женщине в истории рок-н-ролла; её музыку называют тем Искусством, которое рождается всего один-два раза за столетие. Патти Смит была панком тогда, когда панк ещё не родился, и сейчас её творчество всё ещё остаётся вершиной.

Автор текста - Арина Крючкова