Back to top
Статьи

Ногами - в России, душой - в Калифорнии: Как чувствовали себя подростки на стыке эпох открывающие для России скейтбординг

06.12.2016

История первых скейтеров на Руси из первых уст


Все хорошее, что в нашу страну приходит с запада, неизменно наталкивается на «железный занавес» в мозгу обывателей. В общем то, может это и неплохо: в суровых условиях такого «естественного отбора» выживает и крепнет только самый способный, самый живучий. С несколькими такими парнями мы поговорили, чтобы выяснить как на Руси зародилась и что из себя представляла ранняя скейтборд-культура.

«Рафинированная» предыстория

Скейтборд, как таковой, в СССР появился еще в конце 1970 годов, в основном благодаря выходцам из ближайших стран Европы, которые имели больше возможностей проникнуть внутрь «железного занавеса», например - швед Яни Седерхелл. У нас даже выпускали собственные доски: в Вильнюсе это была «RULA», в Риге - «RIPO», в Ленинграде - «Вираж», в Пензе - «Старт», в Краматорске - «Восток» и в Рыбинске - «РПОМ». Но культура самых первых скейтеров - слаломистов и фристайлистов, - грубо говоря, была слегка «рафинированной». По слалому даже проводились вполне официальные соревнования. Столицей этого вида спорта стал Саратов. В 91-ом году здесь прошел целый Кубок Союза. Соревнования собрали более сотни участников, два десятка спонсоров (в том числе и российское представительство компании «Пепси-кола»). Телевизионный репортаж с места событий делала передовая по тогдашним меркам программа Сергея Супонева «Марафон-15».

https://youtu.be/1iGsdhYenp0

«Trasher», кино и самопальные доски

- Первая доска, которую я увидел в жизни - это был 89-ый год - была таллинская, уже не помню какой завод делал. - рассказывает Георгий Савин (известный в свое время как Юра «Руль»), - Коричневая с большими черными колесами, с двумя загибами и пластмассовая. Она была очень тяжелая и узкая. Её моему младшему брату подарил отчим, тот гонял на ней на ВДНХ, и как то втянулся и я. Помню самая первая волна - ребята вроде Перестрелки - называли нас «достигателями», стебались так над нами.

В 1989 году в Москву приехала группа американских скейтеров и журналистов. Граждане из Сан-Франциско по заказу журнала «Trasher» делали репортаж о жизни скейтеров в Советском Союзе. Нужно понимать, что несмотря на горбачевские реформы это все еще был тот самый «совок» и американцы на досках с колесиками в центре Москвы стали настоящим культурным шоком! Это, по признанию Дениса Мархасина - одного из первых отечественных стрит-скейтеров - стало началом первого периода развития культуры в нашей стране.

-  В то время каталось очень мало народу. По большей части это были те, кто воочию увидел приезд команды «Thrasher» и познакомился с катанием от американцев. - рассказал Денис в интервью порталу skater.ru, - Тогда появились люди, делавшие самодельные доски, подвески, колеса. За основу брались доски, оставшиеся от американцев.

Деки делались кустарно, дома с помощью инструментов и «такой то матери» склеивали раздобытый где то шпон, отпаривали над кастрюлей, прижимали дверями, загибали и резали, придавая необходимую форму.

- Конкейв даже делали! - смеется Георгий - Подвески отливали или вытачивали чуваки, у которых, например, отцы на заводах работали. За образец брали остатки американских, с них - делали матрицу, потом отливали уже подвески. Колеса скупали у роллеров. То есть весь «инвентарь» собирали с миру по нитке. Деки закатывали до состояния «огрызков», но все равно продолжали кататься. Моя доска постоянно рулила, за что меня и прозвали «Рулем».

Чуть позже на большой экран вышли сразу две «тематических» ленты «Достигая невозможного» (Gleaming the Cube) и «Столкновение» (Thrashin).

- Когда увидели в кинотеатре «Достигая невозможного» (Gleaming the Cube), поняли что скейт - это не только дебильная советская доска и треники, но на ней можно и трюки делать... и главное - вспоминает Павел Сорокин, - появилась новая неизведанная доселе музыка - настоящая, живая, рвущая! Первыми были Suicidal Tendencies, The Misfits, Bad Religion, NOFX, Beastie Boys и другие.

«Желание было порвать вообще все!»

- Можешь себе представить - нам по 17-18 лет. Только закончили школу, в голове бардак - одни эмоции! - смеется Савин, - А тут в стране какая то неясная ситуация: начало 90-ых же было, все менялось. И в этот момент попали мы - «совок рушится», запад какие то новые тенденции диктует. Мы и сами были настолько эмоционально раскрыты по юности, а тут еще и ситуация такая! Все это было не реально, просто бомба какая то! До этого вообще ничего не было, а тут появился какой то стимул жить!

Этот период Денис Мархасин описывает как время повышенного интереса к скейтбордингу. Но даже в этих условиях, по его признанию, в Москве насчитывалось всего порядка 50-ти увлеченных скейтеров. Все они так или иначе были неформалами. Именно в этот момент пика расцвета достигали скейтеры по всей стране: в Саратове активно проводились соревнования, питерцы устраивали свои контесты (а в 1994 на один из них приехал в компании калифорнийцев сам Родни Маллен - легендарный американский скейтер, который, по легенде придумал едва ли не большинство базовых трюков - kickflip, impossible, ollie и  другие), активной жизнью жила тусовка в Крыму.

- Молодежь тогда в основном состояла из дремучих гопников: спортивные костюмы, кепки, качалка - классика жанра. Скейтерами же становились те, кого они называли неформалами. - отмечает Денис, - Мы не желали быть серой массой, хотели выделяться.

Одними покатушками и трюками скейт-культура, конечно, не ограничивалась. Как и, пожалуй, любая субкультура, она несла протест. Это хорошо роднило скейтеров с московским андеграундом, который в те годы тоже начал буйно «цвести»

- Музыку «черпали» с переписанных по триста раз друг у друга видео-кассет. Все эти зарубежные скейт-видео тогда изливались в наши уши панк-роком. - рассказывает Павел Сорокин, - Мы смело сдирали звук с видео и катали под это сами. Нас не смущало ни качество, ни наличие побочных шумов в дорожке! Что до местных, - тусили, например, с «Distemper» - с Серегой «Баем» мы были чуть ли не соседями по московским меркам. Вместе уходили с концертов, когда в подворотнях поджидали правые. Это, конечно, только в нашей тусовке, но все же тусили все вместе: и роллеры, и панки, и скинхеды, и прочие отморозки. После 94-го все это развалилось. В фильме «Ромпер Стомпер» скины прыгали на скейтеров, и местным показалось, что это правильно. Но… Подвесочкой по затылочку - и все приходит в порядок. Бывали, конечно, и провалы, когда нас самих сильно накрывали.

Период субкультурных трудностей совпал и с упадком «индустрии». Так об этом времени рассказывает Денис Мархасин:

- В 94-ом интерес к скейтбордингу упал, все пришло в упадок. Было банально не на чем кататься: Андрей «Перестрелка» Лавров перестал делать доски и ушёл в сноубординг, я перестал производить подвески. В Москве на тот момент каталось не более пары десятков человек.

Изобилие есть, духа нет

5 апреля 1997 года в Лужниках на Малой арене прошел крупный фестиваль экстремальной культуры «Экстрим-97». Здесь выступили и «Distemper», которые к тому моменту заполучили, наконец, в свой состав настоящую духовую секцию в лице Ильича и записали концертный альбом «Внатуре! Але! Хорош!».

В этом же году по «классификации» Мархасина начинается новый этап в жизни отечественного скейтбординга, который не закончился до сих пор. Открылся первый скейт-шоп, со временем их количество только растет. По оцифрованным каналам начали поступать массы информации, видео, музыки и новостей со всего света, и из заветной Калифорнии - тоже. Все стало доступно, как буханка хлеба в магазине - пойди и купи. Но тот самый дух, по признанию олдовых скейтеров, практически пропал.

- В наше время все скейтеры друг друга знали. Не было скейтера в Москве, который бы был нам незнаком. Наша тусовка была намного меньше и сплоченнее. Если появлялись новые люди, которые действительно хотели кататься, и мы это видели, то старались по возможности им помогать. Мы были рады любому прибавлению в нашей семье. - сантиментирует Денис Мархасин, - Сейчас чистой любви скейтбордингу не хватает, без задней мысли о том, как пробиться в какую-нибудь команду и начать получать бесплатно доски и кеды. Сейчас слишком многое крутится вокруг этого. Хотя, конечно, сегодня катается очень много людей и есть достойные исключения.

- У нас было выживание и становление, был протест, концерты, катания, поездки по городам, и понимание, что движемся в пропасть, но сдаваться было нельзя, и оказалось - не напрасно. - заключает Павел Сорокин, - А сейчас что? Есть скейт-парки, есть скейт-плазы бетонные, есть скейтшопы и прочее. Но для многих скейт стал, как санки или велосипед, ЗОЖники кругом, спортсмены короче. Правда есть и очень крутые люди, которые так же  на все забивают и катаются ради духа!

- По-моему сейчас скейтерам не хватает вдохновения. Потому что, когда мы этим занимались, мы просто горели! Но мы были первооткрывателями, по-большому счету. Сейчас нет этого «Уау!» - объясняет Георгий Савин - Все же очень доступно, а мы открывали какую то тему, которой до нас вообще не было в России!

 

Текст - Константин Корепанов

История