Back to top
Статьи

Камень на камень, кирпич на кирпич

01.12.2017

90-ые, рок, хип-хоп, эклектика — секторы то ли барабана Якубовича, то ли колеса Дхармы, что крутят Кирпичи уже 20 лет


Пролог-эпиграф, или Почему так трудно оценивать альбомы Кирпичей?

— Тебе эти песни про байки и разборки реально нравятся?
— Да, круто же.
— Не хер об этом петь! И так уже «Брат» вышел. Тут эти еще со своими стрелками. «Наступаю на ногу огромному быку»... Хотя играют неплохо...

(конец 90-х годов прошлого века)

— Ты «Let’s Rock» слышал? Ну как?
— Не понравился. У меня теория была, что у Кирпичей нечетные альбомы крутые: «Кирпичи тяжелы», «Капитализм». А этот нечетный, но не понравился...
— А мне ништяк — и панчок есть, и гранж, и последняя песня про ребят угарная

(2004 г.)

— А я вот обзор на все альбомы Кирпичей собираюсь писать. Вчера «Summertime» послушал. Очень вкатило, зря пропустил.
— Нет, мне кажется, главный альбом у них — «Камни»

(28 ноября 2017 г.)

Вспомнив все эти разговоры, рецензии критиков и интервью самого Васи В., я подсел на палево, но потом вспомнил классиков, к коим и царя Василича причисляю. Следуя за мудростью П. П. Шарикова, решил я взять и поделить всю дискографию Кирпичей на нехитрые разделы

Сектор «Д» — для тех, кто из «Д»евяностых

Альбомы: «Кирпичи тяжелы» (1996); «Смерть на рэйве» (1999)

В 1996-м году Кирпичи так точно попали в цель, что сложно сказать, бывало ли с ними еще когда-нибудь такое. В тот год их слушали все, песни разошлись на цитаты. Сплав из рэпа, металла, хардкора и фанка никогда еще ни до, ни, как оказалось, после не выглядел столь убедительно. Коллеги по рок-сцене так или иначе выражали свое внимание к группе: Илья Черт назвал Васю «королем тинейджеров», Илья Маррадер сочинил лихую пародию «Растопи реальную баньку братве», даже старперы из Чайф выражали свои сомнительные респекты. Тексты, как всегда, были на высоте. Да и вообще редко кто из тогдашних панков и альтернативщиков высказывал респекты Маяковскому и Хармсу. А здесь эти самые респекты были не на пустом месте, поэтические влияния действительно ощущались. Вася В. уже тогда избегал дебильных и банальных рифм, умело играя словами и легко переключаясь с темы на тему. Тут бы и долбануть вторым альбомом по массам, аки Сатаной по рэпу, тем более, что во время тура 1997 года Кирпичи уже вовсю нарезали новые шедевры, из которых потом наполовину и составили «Смерть на рэйве». Но шанс был несколько упущен, и сиквел появился только спустя три года, когда многие уже устали его ждать.

«Смерть на рэйве» задал определенную тенденцию в дальнейшем творческом развитии Кирпичей. Монолитного звука, как на дебютнике, уже не было, а доминирующий тяжеляк неожиданно перебивался хип-хоповыми номерами «Рэп-Кал», «Шиз-Рэп». Тем не менее, опорные хиты сыграли свою роль. «Плюю я», «Замучали гады», «Песня для девочек» до сих пор слушаются отлично, обидно только за песню «Торчи, пидарас, торчи» — от концертного задора Кирпичей в ней не осталось ничего, даже структура изменилась. Одно можно сказать точно: тогдашняя молодежь, прошедшая лихие 90-е, эту пару альбомов вряд ли забудет. А если «не прет такая музыка — иди отсюда вон!»

Сектор «Г» — гедонизм

Альбомы «Капитализм 00» (2000); «Царский альбомъ» (2005); «Summertime» (2013)

Программирование битов, робко пробивавшееся на «Смерти», вовсю поперло на самом хип-хоповом диске «Капитализм 00». Трагическая смерть барабанщика и MC Джея произошла тогда, когда группа уже вырвалась за пределы рока и тяжелой музыки, создавая практически поп-хиты, используя цитаты из Майка Науменко (правда, кавер на его нетленку был запилен еще на дебютном диске) и приветствуя наступившую эру капитализма. С тех пор и повелось, что время от времени Кирпичи потчуют слушателя максимально гедонистическим и позитивным музлом, начинающимся в рэпе и фанке и там же кончающемся. «Царский альбомъ» более чем наполовину состоит из любовных признаний и причитаний, в искренности которых не сомневаешься, ибо Вася В. — это один из тех читальщиков и распевальщиков, что находят какую-то доверительную и в то же время ироничную интонацию.

В «Summertime» одна вечеринка сменяет другую, как Греция сменяет Петербург, а Швеция Грецию. Без хардкоровых взрывов и лютых боевиков зачастую спетых Данилой и на этих альбомах не обходится, но в целом царит мир, покой и веселье, приправленное искрометными стихами царя Василича. И, кстати, в таких звуковых рамках ему явно комфортнее как поэту. Разве что английский язык на «Summertime» может отпугнуть упертых (или упоротых?) патриотов. Именно на альбоме 2013 года начал читать, продолжая традиции времен Джея, и барабанщик Вадим «Нос». Заставили-таки! 

Сектор «Э» — эклектика

Альбомы «Сила ума» (2002); «7» (2006)

При том, что на обоих альбомах есть отличные песни, звучат они так, словно это какие-то сборники за определенный период. Так, «Сила ума», начинаясь с переосмысления песни Beckа «Loser», убедительной рэп-проходкой по всяким коллегам из телека («Кому ты веришь?»), ко второй половине заворачивает в довольно депрессивную рок-колею, достигающую апогея на полной безнадеги и цитирующей Бродского «С другими», музыку которой сочинил покойный Евгений «Джей» Назаров. Даже два хита-паровоза, «Джедаи» и «Школьнички», получились какими-то противоположными. Трудно представить альбом, на котором такие вещи уживутся. А вот ужились же! На «7» творится нечто похожее, после внятных концептуальных «Let’s Rock» и «Царского» он смотрится не очень убедительно. Хотя Вася не был бы Васей, если б не вставил и в этот альбом несколько ярких вещей типа «Скуки»: «Вася Стакан передает всем привет. Скучно пи$дец — понял/нет? Включается свет, выключается свет, Вася Стакан передает всем привет». Видимо, Васина харизма вытянет самую разношерстную подборку песен. 

Сектор «Б» — «Back to the Roots»

EP и Альбом: «Главклуб» (2009), «Новые Кирпы Моо Фок» (2011)

Когда зазвучал трек «Т. К. рэп собирает» с мини-альбома «Главклуб», то показалось, что Кирпичи вернулись в полной красе и в форме 1996 года: «ну че, ты расстроилась? Ленинград построен быстро, а Москва не сразу строилась», «гонит на Кирпов, ворчит, как старый дед, boom, bang-bang, he's dead». Семплы из «Места встречи изменить нельзя», очень бодрый настрой, - после этого Кирпичи объявили уже о полнометражном возвращении к корням. И хоть на «МОО ФОК» полно гостей (от Нойза до Шнура) и есть несколько явных удач — таких, как потешный камень в огород желтых СМИ, «Конь-людоед» — но в целом альбом получился каким-то не особо легким. К корням припали, но только местами. 

Сектор «Р» — Рррррок!

Альбомы: «Let’s Rock» (2004); «Камни» (2008); «Потому что мы банда» (2015)

Взяв в состав второго гитариста Ивана, Кирпичи впервые выпустили альбом без речитатива, битов и фанка. «Let’s Rock» был классным замесом из гранжа, панк-рока, да и вообще из всего, что зовется тяжелой гитарной музыкой. Нашлось время для привета Джону Леннону («Рабочий класс мира»), а в некоторых треках Вася «включал Кобейна» («Скво»). На «Камнях» к вышеперечисленным стилям добавился стоунер, а в текстах вновь появились присущие васиным рэпакам наезды на всяких раздражающих его персонажей («Все для народа», «Поэт здесь я»). Как Вы думаете, какая претензия была самой частой? Правильно! «А где же рэп?» — спрашивали люди.
И тогда решили Кирпичи, что без рэпа року не обойтись и записали тяжелый, рифовый, но с речитативами альбом «Потому что мы банда». Полным придуркам может показаться, что это очередное воспевание братков, 90-х, ларьков и волын. На самом деле это пародийный гангста-рэп-рок, за исключением песни «Кодекс молчания», вполне позитивен и напоминает куплеты бандитто и гангстеритто из мультика про Кэпа Врунгеля. Только вот запоминающимся припевам на этот раз места не нашлось. Все было отдано под ритмические структуры и прикольные рифаки.

Кирпичей любят за абсолютно разные вещи. Кто-то за рэп, кто-то за рок, кто-то за незаурядные тексты с необычным чувством юмора. Скажу просто: без этой группы, без васиных гнусавеньких речитативов и распевок становится скучно. А скучных групп у нас в стране и так переизбыток, девать некуда. Кирпичи все еще способны удивлять каждым новым альбомом, а уж приятно или неприятно — это дело личное, персональное. 

Переслушивал дискографию Кирпов
Костяныч «Картман» Поздняков