Back to top
Статьи

Россия vs Европа. Основные отличия фестивальной жизни

04.12.2017

С помощью звездных экспертов сравнили отечественные и европейские фестивали


В последние годы, у типичного представителя отечественной, обывательской массы словосочетание «рок-фестиваль» стало синонимом «сборище пьяных говнарей». Конечно, над разработкой такого стереотипа постаралось не мало людей и одно из «главных приключений лета», но сошелся ли свет клином лишь на одном мероприятии, частично финансируемом министерством обороны? Конечно нет. Как в России, так и в других странах постсоветского пространства, есть (были) прекрасные места для любителей пару дней жарится на солнце или месить грязь сапогами. Объездив все достопримечательные места по России-матушке, многие задаются вопросом — куда дальше? И тут на помощь приходит Петр Первый, прорубивший окно в Европу, поэтому, многие следуют его примеру и решаются на более дальние и авантюрные приключения.

Насколько же велика разница между «нашими» и «их» фестивалями? В этом мне помогли разобраться ярчайшая фронтвумен групп Tractor Bowling и Louna Лусинэ Геворкян, апологет фестивального движения, лидер групп Порт(812) и Маррадеры Илья Никитин, а также, мощнейшие представители — пока что — андерграунда, Siberian Meat Grinder.

Гонять стоит абсолютно на любые фесты, на которые хватит денег и времени. В Европе проводится огромное количество фестивалей на любой вкус. Но, так как я больше по панк-року и около того, то посоветовал бы Groezrock, Punk Rock Holiday, Mighty Sounds. Из более мейнстримовых Nova Rock, Rock Am Ring, Hellfest

Илья «Маррадер» Никитин

Отличие первое: лайн ап

Так чем же отличаются европейские фестивали от российских? Первое и самое главное отличие — это лайн ап. К сожалению, после ухода Kubana, ни один другой фестиваль не может похвастаться таким обилием крутых, зарубежных звезд. Sum 41, The Offspring, Prodigy, Misfits, Ska-P, Gogol Bordello, NOFX, Marky Ramone, Anti-Flag  - и куча других именитых музыкантов в разное время топтали сцену «полуострова свободы». Если для нас приезд таких групп становился настоящей сенсацией, в Европе - довольно обыденное явление.

— Илья очень стремился, чтоб фестиваль был действительно близок по уровню к европейским. Он ездил в качестве слушателя много куда и набирался опыта, — вспоминает Илья «Маррадер» Никитин, — Жаль, что тупейшие представители краснодарского края нашли себе врага в виде этого феста.

Благо, наши музыканты развиваются в геометрической прогрессии, и многие российские коллективы вполне могут потягаться с забугорными профессионалами. Если вы любитель отечественной сцены, вам нужно хорошенько подумать, куда двинуть следующим летом, тем более, что фестивали так же растут и способны подкидывать зарубежные «сюрпризы». Правда, выглядят они больше как исключение из правил — в нынешних экономических реалиях, пригласить пару групп хотя бы второго эшелона — довольно затратно.

— Людям надо платить и за аренду, и работникам. На поле нужно везти технику, продукты, все это нужно отбить, это сложный бизнес. — отмечает Лусинэ Геворкян, — Почти все еврофесты на больших спонсорах, а лейблы платят организаторам значительные суммы за участие своих групп в фестивалях, в зависимости от сцены и времени, таковы там правила.

Мы играли на самых разных фестах: от культовых DIY фестивалей типа Fluff и Resist To Exist, до жирнейших - типа Resurrection, Groezrock, Xtreme и тд. Все они хороши по своему, обладают своей уникальной атмосферой и , на самом деле, мы готовы посоветовать буквально каждый из них

SMG

Отличие второе: публика

Европейские фесты отличает в первую очередь доброжелательность публики. Господа, перебравшие с горячительными напитками, ведут себя довольно адекватно, без типичного для нашего человека — «ты меня уважаешь бл*?».

Сильна в Европе и культура поддержки фестиваля или отдельного артиста. Преданность фанатов помогает фестивалям быть такими, какими они являются сейчас. Но, европейцы — тоже люди. Они также могут влить в себя огненной воды через край, также оставляют за собой горы мусора, но рабочий персонал убирает их оперативнее, чем у нас.

— В целом, конечно, сказывается проблема возраста сцены. Например, в Европе люди более лояльны к своим музыкальным увлечениям, поддерживают группы буквально десятилетиями и не гонятся за трендом. — подчеркивает вокалист  SMG, —  Мы регулярно встречаем на своих европейских гигах людей, которые начали ходить на них еще во времена наших первых туров. У нас таких людей в разы меньше, но и они есть»

В плане организации масштабного мероприятия все гораздо сложнее. Практически все наши собеседники в унисон говорят одно: основная задача крупного европейского фестиваля — создать максимально комфортные условия, как для посетителя, так и для артиста. Кто-то свяжет это с менталитетом, кто-то с экономическим фактором. И будут правы, ведь в Европе очень большая конкуренция, и если организатор не будет выполнять требования прихотливого слушателя, тот просто поедет на любой другой фестиваль из сотни заявленных, учитывая, что, как правило, хэдлайн-состав совпадает. В тоже время, по словам Ильи Маррадера, организаторы российских фестивалей чаще всего пренебрегают комфортом зрителей.

— На наших фестивалях чаще руководствуются принципом «и так сойдёт», - не скрывает музыкант.

Практически полное отсутствие полиции, создает чувство комфорта, разного рода стычек и происшествий в Европе мало, к перебравшим относятся снисходительно, помогают протрезветь, и в целом у органов правопорядка отношение к мероприятиям такого рода более уравновешенное.

— На все огромное поле четверо полицейских, которые стоят себе молча в кустах и слушают музыку, - рассказывает Лу, — и охрана феста - татуированные молодые парни, не бьющие людей за слэм, а просто следящие за тем, чтобы никто не мешал отдыхать другим в порыве страсти.

Когда в России только начиналась перестройка, в Германии прошел первый Rock am Ring, являющийся на сегодняшний день одним из топовых фестивалей мира.

— Если в Европе многие поколения людей впитывали культуру поддержки групп, игры в бандах и организации концертов и фестов, то у нас этому пока только учатся, но учатся очень быстро, - уточняет вокалист SMG.

Безусловно, нашим фестивалям есть куда расти, есть над чем работать, но это не значит, что промоутеры не вкладывают в них душу, силы, энергию и не хилое бабло. На территории России, Украины, Белоруссии действует огромное множество достойных мероприятий, с отличным составом и хорошим уровнем организации. Самое главное — это неповторимая атмосфера, присущая любому фестивалю, а ее, как известно, создают слушатели и именно они играют ключевую роль в организации любой тусовки. И вместо очередной порции нытья, помните: многое зависит именно от нас — слушателей. Как и вся музыкальная индустрия в целом.

Текст: Данил «Тяж» Перетяжко