Back to top
Статьи

Феминизм бывает разный

05.01.2018

Размышляем о феминизме и выбираем 5 припанкованных фем-групп современности


Изначально феминизм с музыкой связан не был. Движение за права женщин традиционно началось с области философского знания, воплотилось в литературные образы и только потом перешло в музыку. Впрочем, как говорит известный ведущий, ничего нового. Начиналось всё с интеллектуалов и творческой интеллигенции, а вылилось в бунт визжащих панкушек — знакомая картина, не правда ли?

В 1792-м году английский публицист и философ Мэри Уолстонкрафт (мама той самой Мэри Шелли, что подарила всему миру «Франкенштейна») пишет памфлет «В защиту женского равноправия». Памфлет вызывает споры, пересуды и полярные мнения. Движение за женские права началось.

Вскоре первые ростки дала и литература. Один из самых первых американских литераторов Чарлз Брокден Браун пишет роман «Виланд», в основу которого легли реальные факты: ритуальное убийство всей семьи религиозным фанатиком. В нашем случае важна не историческая основа, а то, что в кои-то веки в центре повествования оказалась смелая, энергичная, а самое главное — интеллектуально превосходящая героев-мужчин женщина!

До «Виланда» героини произведений напоминали продукт инкубатора или заводской штамповки. Все они были молодые, но уже замученные злодеями, рыдали, падали в многочисленные обмороки, а спасать их должен был прекрасный принц на белом коне. Браун изменил положение дел, и с той поры появилось на страницах литературы немало вполне жизненных и убедительных женских типажей. Время «фанерных» персонажей к началу XIX века кончилось. 

Россия — страна патриархальная, поэтому к феминизму и всевозможным его ответвлениям большинство населения относится неодобрительно

Россия — страна патриархальная, поэтому к феминизму и всевозможным его ответвлениям большинство населения относится неодобрительно. Ну а чего ожидать? Мужику чересчур самостоятельная женщина с ярко выраженной социальной и политической позицией на фиг не сдалась. А женщинам в нашей стране до сих пор нужен мастер на все руки: чтобы и бабло зарабатывал, и кран мог починить, и на машине забрать — какая уж тут борьба за самостоятельность... Хотя и у нас потихоньку появляются фем-организации, в которых изучают современные западноевропейские и американские теории феминизма, но о какой-то массовости говорить пока рано. 

С музыкой отличие между нашими странами самое радикальное. Испокон веков поющим и играющим дамам, за редким-редким исключением, песни писали композиторы и текстовики-мужчины. Ну а когда девушки наконец-то взялись за гитары и принялись сочинять сами, то и тут о каком-то вменяемом феминизме говорить не пришлось. Поют о страданиях, о плохих и хороших друзьях и подругах. Вася В., конечно, в своё время сварганил песню «Я — феминист», а Чача обещает электорату «панк-рок и феминизм», да только оба пункта нашему народу до лампочки. 

На Западе всё сложнее. Про направления феминизма от самых мягких до самых радикальных пишут научные исследования и читают лекции. Тамошние панки, судя по книге «Философия панка» дико озабоченные всякими «измами», с радостью ухватились за феминизм. Группа Crass жёстко прошлась по мачизму и дискриминации женского пола в панк-роке на альбоме «Penis Envy». С той поры политкорректные панки-мужчины либо прославляют феминизм, либо жёстко критикуют тех, кто унижает достоинство женщин. Многострадальному Уотти из Exploited как-то долго пришлось извиняться и объяснять содержание песни «Porno Slut» после обвинений в оскорблении женского пола. Ну а Бену Визелу никакие извинения не помогли: его гневная реакция на деваху, плеснувшую в лицо лидеру Screeching Weasel пивас, привела к расторжению контракта с Fat Wreck Chords и уходу всего состава музыкантов. Вот так-то! А у нас Бедросович женщин и материт, и побои наносит — и ничего, лейбл контракт расторгнуть не торопится, состав в панике не разбегается.

Многострадальному Уотти из Exploited как-то долго пришлось извиняться и объяснять содержание песни „Porno Slut“ после обвинений в оскорблении женского пола

В коротком обзоре фем-панк групп я сознательно не стал сосредотачиваться на таких группах как Babes in Toyland, L7, Hole, Elastica, хотя в «Википедиях» вы можете прочесть, что все они были частью движения Riot Grrrl, но если уж вспоминать подлинных бунтарок, то пусть это будут Bikini Kills, а остальные 4 группы — это наши современницы, новые, в общем-то, имена. Не всю жизнь же в архивах копаться.

1. Bikini Kill

Кэтлин Ханна была (и осталась) настоящей упёртой феминисткой, поэтому музыкальная составляющая в песнях этой легендарной группы (и их ближайших наследниц в 90-е) не столь значима, как их тексты. Кэтлин визжит, орёт и причитает на все лады, не особо заботясь о слушабельности всей этой вакханалии. Главное — тексты, наполненные феминстскими призывами и воззваниями, ну и ещё шоу — на них BK шокировали и эпатировали зрителей как могли. Остаётся добавить, что их первую епишку продюсировал изобретатель SXE Иэн МакКей, а в прошлом году участницы реанимировали группу для единственного выступления.


2. Nice as Fuck

Дух и смысловая нагрузка Riot Grrrl ощутима в песнях «Door» и «Runaway» этого то ли разового, то ли многоразового проекта Дженни Льюис из нашумевшей инди-группы Rilo Kiley. На альбоме 2016-го года бал правит пост-панк минимализм: бас и барабаны нарочито примитивны, голос Дженни расслаблен, синтезаторы редки. Мелодии крайне приятны и напоминают то The Police и Blondie, то чуть ли не группу Кино времён альбома «Ночь». Несмотря на вызывающее название, это неплохая поп-музыка, просто не обошедшая проблемы феминизма.


3. Dog Party

Сёстры из Сакраменто уже успели побывать на разогреве у Green Day и записать аж пять альбомов. Первые два я слушать настоятельно не рекомендую, хотя если вы уже успели пройтись по творчеству Bikini Kill, то автоматически ко всему готовы. Однако последние три записи демонстрируют прогресс наследниц Riot Grrrl, которые то мочат гаражные панк-н-роллы, то чуть ли не в гранж с головой окунаются. Глупые, но смешные клипы продемонстрируют этот дуэт (гитара и барабасы) во всей красе. Девчонки выпускают альбомы аккуратно раз в два года, так что в 2018-м нас наверняка ждёт очередная новинка. 


4. The Coathangers

Если нужны глубокоинтеллектуальные и компетентные разговоры про различные оттенки феминизма — Вам к трио The Coathangers. Участницы отрицают и критикуют радикальный феминизм, и вообще ратуют за то, чтобы разделять политику и повседневность. Тем не менее, многие фем-тезисы они поддерживают, но делают это в интервью, а не в песнях. А песни от этого хуже не становятся. Поп-панк от The Coathangers на редкость оригинален и самобытен. Сложно подыскать аналоги с кем-то из Riot Grrrls, уж больно утончённые мелодии сочиняют три девицы — не чета каким-нибудь вечно орущим Babes in Toyland. 


5. Partner

Это вам не ТаТу! Никакой искусственной истории, никаких поддельных лесбиянок и театральных поцелуев взасос. Partner из Канады — это две по-настоящему влюблённых друг в друга девчонки, одна из которых дико похожа на Гарри Поттера, а другая — на твоего приятеля-хиппана в дедовских чичах (за такие слова феминистки Канады давно должны были меня линчевать, но я в России, к счастью — мАААленький всплеск патриотизма на PUNXLOVE). Несмотря на то, что мужички-музыканты в группе присутствуют, на всех обложках и официальных клипах героини фигурируют вдвоём. На дебютном альбоме имеется ударный хит, который вы и сможете посмотреть, пройдя по ссылке. Разве это не прекрасно — отстаивать свои чувства? А ещё это называется «межсекционный феминизм»! 

Итак, рассмотрев проблематику художественного высказывания музыкальной сферы, в контексте идей феминизма, можно отметить низкий процент выраженности референциала, но значительную степень онтологической явленности субъектов означенного поля. 

Безуспешно пытался понять феминисток Константин Поздняков