Back to top
Статьи

Концерт для панк-рока с симфоническим оркестром

01.02.2018

Доставай наряд с выпускного, панкуху слушать будем


«Punk Rock is just great music played by bad drunk musicians»
Fat Mike

Панк-рок разменял уже пятый десяток, стал солидным явлением, обзавёлся детьми и оброс догмами. Нонконформистское изначально движение само превратилось в конформное болотце. Революционеры от музыки получили статус классиков, и нет ничего удивительного, что порой панк-песни сбрасывают с себя драные шмотки и облачаются в дорогие костюмы. А яростное «One-two-three-four!» в исполнении Ди Ди сменяет плавный взмах дирижёрской палочки: «И-раз, и-два, и-три!»...

Великое рок-н-ролльное надувательство

Позор и легенда панк-рока Sex Pistols оставили после себя не самое большое наследие, но зато наследили знатно! Именно они стали первыми панками, чью музыку исполнил профессиональный оркестр.

В 1979 году вышла пластинка «Great Rock & Roll Swindle», часто выдаваемая дилетантами за альбом группы. На деле это лишь саундтрек к фарсовому фильму Джулиана Темпла, такой же неровный и фарсовый.

Среди всего этого винегрета нас интересуют два трека — «God Save The Queen» и «E.M.I.» в исполнении оркестра. Первый существует в двух вариантах — с шипением Малкольма МакЛарена поверх музыки и без оного. Кому как, а я выбираю для себя второй.

Что бы ни говорили о своём менеджере музыканты группы и их фанаты, нюх на хайп у Малкольма был отменный. Выведя своих протеже на уровень мировых звёзд, он зарядил звонкую пощёчину общественному вкусу. А выпустив оскорбительную «God Save The Queen» в симфонической версии, он с размаху влепил ещё одну, показав, что конфету можно сделать из любого говна. Говна в самом лучшем смысле, разумеется — я Sex Pistols люблю.

Лондонский Панкгармонический

В 1995 году в Англии был записан и выпущен лонгплей загадочного проекта London Punkharmonic Orchestra. Альбом не балует богатой и разнообразной аранжировкой — ни тебе медных, ни клавишных, ни ударных. Но скромное звучание струнного ансамбля с лихвой компенсируется шикарным трек-листом!

Из восемнадцати композиций две — дань уважения музыкантам из США, остальные разобрали панки с туманного альбиона. И все восемнадцать — сплошь хиты! От знакомых даже пионеру панк-гимнов «Holiday In Cambodia» и «Pretty Vacant» до менее популярных шлягеров типа «Where's Captain Kirk?» и «Babylon's Burning».

Некоторые треки «облагорожены» просто до неузнаваемости — нервный боевик «Love Song» от Damned превращён в красивую лиричную балладу. Послушайте эту скрипку, и если ничего в вас не дрогнет — иди в ж*пу, скотина бесчувственная!

Упадок

В 1999 году великий Жирный Майк с не менее великой братвой записывают великую «The Decline». Восемнадцать минут — это много даже для арт-рока, а для панк-рока с песней-девизом «I Like Short Songs» это похоже на шутку. Ну, считайте, что NOFX пошутили.

Экспериментируя с объёмом, над формой парни опытов не ставили. Фирменный коктейль из скорости, подачи и шикарных мелодий на месте.

Спустя 15 с половиной лет француз Бастиен Брисон, более известный под псевдонимом Баз, переложил классическое панк-полотнище на академический лад. Он выполнил аранжировку, собрал пятьдесят трёх музыкантов, выступил дирижёром и сделал концерт для Фэт Майка с оркестром. Результат вышел грандиозным! Струнные, духовые и ударные, нарезающие не менее лихо, чем калифорнийские панки, не хватает разве что сёкл-пита в смокингах. Шквал аплодисментов в конце панк-симфонии заслужен более, чем полностью. Мои мурашки тоже хлопали стоя.

За три года видео набрало 230 тысяч просмотров, что очень круто как для академической музыки, так и для панк-рока. Кроме того, Баз играет ска-панк и записывает акапельные попурри на группы с Fat Wreck Chords.

Кто там громче всех орал «панк-должен-не-уметь-играть»? Засохни!

А-ля Рюс

«The Kids Aren’t Alright» — пятый трек с пятого альбома и одна из самых узнаваемых песен группы The Offspring. Увидела свет композиция двадцать лет назад и за это время обзавелась кучей каверов. Свои версии истории о ребятах, которые не в поряде, делали укулелисты, маршевые оркестры, акапельные ансамбли и разномастные рокеры.

Кавер от оркестра «Русский стиль» не совсем вписывается в концепт «панк в академической обработке», всё же музыканты в народных костюмах выглядят менее солидно, чем коллеги из симфонических коллективов. Вроде как «распNZдяи-панки» рядом с серьёзными рокерами-виртуозами.

Но, как по мне, этот ремейк, сыгранный на народных инструментах, слишком хорош, чтоб его не упомянуть. Балалайки, домры, баяны и, неожиданно, полновесная ударная установка, придающая звучанию мощи. Клюква? Может быть, но такая клюква по мне, однозначно!

Сам себе оркестр

Чтобы сделать оркестровый кавер, не обязательно иметь под рукой готовый оркестр. 21 век же, ну, можно состряпать такое и в секвенсоре типа FL Studio. Единственное, что вам необходимо, чтобы ваше творение не звучало как полное говно — музыкальное образование или невероятный природный дар, отличный слух, руки не из жопы, хорошо работающий мозг, нормальная звуковая карта и набор качественных сэмплов. Не так много, в сравнении с организацией оркестра.

Американец Уолт Рибейро пошёл именно по этому пути. В проекте «For Orchestra» он адаптирует популярные песни для академического исполнения и с помощью компьютерных программ превращает их в полноценные треки. В числе прочего Уолт обработал песни Dropckick Murphys, Ramones и Green Day. Ретроградам может и не зайдёт, мол, слишком искусственно, но лично я понял не сразу, что «Basket Case» исполняет не настоящий ансамбль.

В России есть свой пример подобного явления — проект «Симфоническая Оборона», перерабатывающий под этот формат песни Егора Летова.

И чё?

Не будь задротом и слушай разную музыку, мамкин бунтарь! Тогда однажды ты поймёшь, что получить огромный заряд энергии можно не только послушав «Chaos Is My Life» от Exploited, но и от «Щелкунчика» Чайковского!

Включал сноба Антон Ёлчев