Back to top
Интервью

План Ломоносова: "Мы никогда не выпускали материала, которым были бы недовольны"

11.03.2016

Наши друзья из группы "План Ломоносова" в январе этого года выпустили свой эпический долгострой, над которым работали не один год. Коллектив представил на суд общественности музыкальное переосмысление поэмы В.В. Маяковского "Облако в Штанах". Разумеется, мы не упустили возможности побеседовать с "Планом Ломоносова" об этом необычном проекте.

Как возникла идея создания рок-оперы "Облако в Штанах"?


Наши друзья из группы "План Ломоносова" в январе этого года выпустили свой эпический долгострой, над которым работали не один год. Коллектив представил на суд общественности музыкальное переосмысление поэмы В.В. Маяковского "Облако в Штанах". Разумеется, мы не упустили возможности побеседовать с "Планом Ломоносова" об этом необычном проекте.

Как возникла идея создания рок-оперы "Облако в Штанах"?

Денис Хромых: Спонтанно, случайно. Для одного кинофильма попробовали сделать музыкальный трек. Сделали вступление. Сейчас это песня под названием “ Нахальный и Едкий ”. Фильм так, по-моему, и не сняли, а если и сняли, то мы туда не попали. В результате начали пробовать дальше сочинять по поэме и пошло-поехало. Так вышел альбом.

Александр Ильин: Как возникла идея, уже не имеет никакого значения. История - длинющая и тем более мы её пару раз где-то уже озвучивали. Там где была эта идея, там её больше нет! Главное, что она вообще появилась, и мы сумели её реализовать. Я скромно называю это судьбой.

Почему именно Маяковский? Что роднит вас с ним?

Александр Ильин:  Почему именно Маяковский, я считаю лучше спросить у него самого! Маяковский сам ворвался в нашу жизнь; и своей харизмой и исключительностью он заставил нас сделать что-то исключительное и харизматичное. Причём это выразилось не в подражании его стихам или идеям, а он продавил сквозь столетие свой тетраптих и мы вынуждены были его оформить музыкально и выпустить в качестве альбома! Крутой мужик! Это нас и роднит! Мы - тоже крутые мужики!

Денис Хромых: Интересный поэт. Сложный ритм. Необычные слова. Революционно. Роднит дерзость и безумный ритм.

Как-то вы обмолвились о том, что "Облако в Штанах" будет издано в формате книги. Что она будет из себя представлять?

Александр Ильин: Очень просто! Есть текст, который написал великий русский поэт, есть иллюстрации к альбому, которые нарисовала наша соотечественница, живущая в Сан-Франциско - художник Катя Гоа, есть музыкальный материал, который будет либо на диске, либо на флэшке закреплен в книге. Около 25 страниц. Будет шик! Когда слушаешь и одновременно пробегаешь глазами по тексту и иллюстрациям, впечатления расширяются - очень классные ощущения!

Денис Хромых: Да, вот сейчас занимаемся как раз версткой и поиском издательства для книги с музыкальным контентом. Она будет представлять из себя красочную яркую психоделическую книгу, оформленную Катей Гоа, нашим другом-художником из солнечного Сан-Франциско, и сейчас мы думаем как лучше: снабдить данную книгу CD или флешкой. Время-то поменялось, теперь и не понятно нужно CD кому-то или нет.

Не возникали проблемы с авторскими правами? Наверняка кто-то из потомков Маяковского тонко намекнул на дивиденды...

Денис Хромых: Пока не возникло. Маяковский великий народный поэт.

Александр Ильин: По идее, больше 70-лет прошло и после такого срока все превращается в народное достояние. Платит ли дивиденды станция метро им.Маяковского за то, что его именем привлекает туристов к этой станции? Вряд ли. Ну, и как вы понимаете, таких примеров можно подыскать кучи. Более того, если даже нам удастся выпустить подобную книжку, это все равно будет альтруистический поступок, т.к. если мы окупим производство самой книги, то запись, проведенную на двух континентах, мы не окупим никогда. Люди в этом отношении странно себя ведут. Они готовы отдавать деньги на нереализованные проекты, как на «планете», например, т.е. покупать кота в мешке, а за готовый материал, который даже можно предварительно оценить, платить не хотят. Ну, Бог с ними, посмотрим, что будет. А по поводу родственников, если вдруг с нами свяжется дочь Маяковского, живущая в США, и потребует дивиденды, что, на мой взгляд, - абсолютная чушь, то это нам польстит, и мы постараемся ей донести ситуацию так, чтобы не было каких-либо неприятных последствий. Мы и сами хотели бы с ней связаться,  по этому поводу,  но надо для начала понять, что нам от неё нужно и затем преодолеть языковой барьер.

Всем ли музыкантам коллектива пришлась по душе идея создания такого альбома?

Александр Ильин: Конечно всем! Поработать с таким автором - это такой трамплин в саморазвитии, что об этом можно только мечтать творческому человеку!

Денис Хромых: Честно говоря, я сначала скептически отнесся к такому эксперименту, потому что прочитав поэму, ничего не понял, о чем же, собственно, здесь речь. Но, по мере того, как мы делали песни: делили на куплеты текст поэмы, выделяли словосочетания в припевы и делали аранжировку, я начал понимать и осознавать, что оказывается поэма о несчастной любви главного героя к девушке, поэма описывает довольно сложный период времени для нашей страны, поэма эмоциональная и взрывная. Музыка помогла мне понять её лучше. Надеюсь, многим ребятам и девчатам наш альбом поможет понять творение великого поэта лучше и прочувствовать его так, как прочувствовали его мы.

Андрей Шморгун: Да, идея понравилась всем, такой формат - это что-то новое и свежее, оригинальное. А нам нравится всё оригинальное. Когда мы начали придумывать материал, всё развивалось очень стремительно, несколько первых композиций мы сочинили на одном дыхании. Потом нам пришлось прерваться на сочинение и запись 3-й части нашего альбома. В некотором смысле «Облако в Штанах» передает не один период наших творческих переживаний, и это хорошо, в поэме тоже большой спектр эмоций.

На "План Ломоносова" всегда было тяжело навесить какой-либо жанровый ярлык. Как вам самим кажется, время "чистых" жанров уже ушло?

Александр Ильин: Ничего никуда не ушло. Просто у всех своя дорога! Мы как экспериментировали, так и будем экспериментировать, а Distemper, к примеру, как ебашили ска-панк, так и ебашат. И это круто! В этом и есть многообразие мира, мы - так, они - так! Круто же! Интересно!

Денис Хромых: Знаете, музыка для меня – это как готовка вкусного блюда. Добавим соли, перчика немного, приправ в определенном количестве, выдержим нужные пропорции, и вот уже получается вкусняшка. Так и с музыкой, мы добавляем рок, панк, металл, немного альтернативы и на выходе довольно аппетитное блюдо от группы “План Ломоносова”. Кому-то из слушателей это по душе, кому-то нет, нам нравится, мы делаем так, как мы чувствуем и это чистая музыка. Так вот, поваров много на Земле. Так и с музыкой, кто какой повар, кто так и готовит. Думаю, сейчас крутое время, мы можем играть все, что нам захочется, такое количество материала вокруг и все интересно. Не вижу преград баловаться и играться с разными стилями музыки.

 Андрей Шморгун: Странный вопрос, «..время, чистых, жанров..» -  все эти понятия слишком обширны. Время не может уйти, сейчас выходят альбомы молодых групп, которые играют классический панк, хард-рок, метал и так далее, альбомы звучат вполне современно и интересно. При этом появляются новые стили и направления, тоже очень интересные. Мы живем в уникальное время, ничего не уходит, всего становится больше. Так же никто не забывает отцов, молодежь слушает Led Zeppelin, Ramones,Iron Maiden, Cannibal Corpse. Metallica до сих пор собирает стадионы по всему миру.

Довольны ли вы сами тем, каким получился альбом или хотелось бы что-то переделать или исправить?

Александр Ильин: Я очень доволен! Мы больше двух лет делали альбом, что-то переделывали, исправляли. Всё! Больше ничего не хочется переделывать! Все получилось, как должно было! Более того, я думаю, что если Маяковский со своим бандитизмом, эгоцентризмом, атеизмом и самоубийством застрял где-то в параллельном пространстве без чувств и эмоций в трясине безвременья, то с появлением альбома "Облако в Штанах" он за столько лет со дня его смерти впервые что-то почувствовал! И ему это понравилось!

Денис Хромых: Мы никогда не выпускали материала, которым были бы не довольны. Мы выверяем каждый звук, каждую нотку, каждый штрих, каждый шелест и писк. У нас нет рамок, ограничивающих наше творчество. Ничего исправлять не хочется и переделывать тоже.

Андрей Шморгун: Труд был проделан титанический, 2 года сочинялся материал, год записывался. Хватило времени осознать весь творческий процесс, и его результат ровно такой, какой должен был быть. Творить можно бесконечно, но в определенный момент нужно сказать: «стоп, это именно то, что должно было получиться». По-моему, мы смогли вовремя остановиться (улыбается).

Все ли получилось из задуманного?

Александр Ильин: Если речь об альбоме, то почти. Хотелось бы выпустить его не только в виртуальном формате, но и представить спектакль "Облако в Штанах",  который запланирован на осень. Это будет бомба!

Денис Хромых: Да, все и даже больше получилось. Раскрою великую тайну. Мы сами до конца не знали, что получится. Только после уже готового альбома стало понятно, что получилось что-то действительно грандиозное.

Какие сложности возникали при создании альбома?

Андрей Шморгун: По некоторым причинам вторую половину альбома мы сочиняли в экспресс-режиме. Лично мне не нравится такой творческий процесс. Хотелось поиграть материал, почувствовать каждую ноту. Понять смысл каждого музыкального куска. Нужно время на переваривание материала. В итоге пришлось вывалиться из зоны комфорта, немного ускориться, но это тоже дало свои плоды.

Александр Ильин: Ну, за время работы над альбомом столько всего произошло, что материала хватит на приличную повесть. "Приличную" - в плане объёма! Сложности были настолько разные, что их сложно как-то в двух словах описать! Главное, что они были, и мы достойно с ними справились. Это наш опыт. Крепчаем!

Денис Хромых: Сложности подстерегали нас практически с начала сочинительства и вплоть до выкладывания материала в интернет. Но то были приятные сложности. Когда мы писали гитарные партии, аппарат не выдерживал, мы писали в студии в Сан-Франциско, и несколько раз приходилось увозить гитарные усилители в ремонт. Потом появился какой-то шум в студии, и стало невозможно писать чистые гитары и тд и тп. Да и сам альбом сочинялся и записывался практически года три. А самое смешное, что формат «Вконтакте» такой, что невозможно выложить в одном посте 19 треков, это уму непостижимо.

Все ваши релизы выделяются просто запредельным качеством звука. В чем секрет? В поездках на иностранные студии звукозаписи или же дело в человеческом факторе?

Александр Ильин: Я думаю, что в совокупности того и другого, и только, когда есть такая возможность. Первый альбом мы писали в России, к примеру. Охуительный альбом! Охуительно звучит! А в записи за рубежом, помимо технического, есть ещё один плюс. Мы вместе проживаем отрезок жизни в незнакомом городе на чужой земле, но поскольку мы там занимаемся конкретным делом, трудимся, то как-бы на дружественной земле, даже родной. Осознание и переживание этого очень расширяет  и меняет в лучшую сторону! А "лучшая сторона" это важно и для конкретного человека и для группы в целом... И вообще для всего мира!

Денис Хромых: Спасибо за комплимент. Как говорится, все дело в руках и головах. Мы работаем с талантливыми ребятами - Максимом Самосватом, Володей Насоновым из студии "Meat Factory" . И конечно, западные студии дают о себе знать. Мы уже попробовали студии в Финляндии и США и это прекрасный опыт, о котором лет десять назад можно было только мечтать.

Андрей Шморгун: Тут важно всё. В первую очередь люди. С нами с самого начала трудятся отличные ребята, Максим Самосват и Владимир Насонов. Их взгляд и отношение к музыке дают отличные результаты. Так же при записи «Облака в Штанах» нам помогал Дмитрий Кежватов. В «План Ломоносова» играют разные люди, с разными взглядами и музыкальными вкусами. Мы «выжимаем» из коллективного разума «общий творческий экстракт», именного его вы слышите на наших альбомах. Ну и конечно техническая сторона вопроса тоже важна, поэтому мы путешествуем по нашей планете, когда собираемся писать альбом. Кстати, само путешествие тоже оставляет отпечаток на записи.

Какие приглашенные музыканты принимали участие в записи "Облака в Штанах"?

Денис Хромых: Их было много, это и музыканты группы Distemper, Дмитрий Кежватов исполнил пару трюков на гитаре, и он помогал нам записывать гитарные рифы в США, так же струнный квартет, к сожалению, сейчас имен не вспомню, но в книге все имена будут написаны, конечно же, и пианист у нас был, и перкуссионист был, да много кого было, в общем-то.

Когда ждать презентации альбома?

Александр Ильин: Осенью! Конкретной даты пока нет, но осень!!!

Денис Хромых: 9 апреля в клубе "Москва", что у м. Маяковская, мы сыграем часть поэмы, а более глобальную презентацию мы планируем осенью и это будет не обычный рок-концерт, а мощный спектакль, с визуальным рядом, с необычным шоу, в общем, не буду пока раскрывать все секреты.

Будет ли турне в поддержку альбома "Облако в Штанах"?

Александр Ильин: Если придумаем, как перевозить декорации и как переделывать любое помещение под нужный нам формат, то турне будет. Главное, чтобы кризис не разросся, а то люди перестают ходить на концерты и если такое случится во время турне, то будет жопа. Ресурсы нужны, чтобы представление такого масштаба прокатилось по городам, а без людей ресурсов не будет.

Денис Хромых: Определенно, концерты мы будем давать, но спектаклем или просто рок-концертом, это будет понятно после того как мы его презентуем в Москве 9 апреля в клубе "Москва".

 Как теперь будет выглядеть сет-лист на концертах? Композиции из "Облака в Штанах" будут звучать вперемежку с песнями из прошлых альбомов или вы выделите для них отдельный блок на концерте?

Александр Ильин:  Да, некоторые композиции будем исполнять на концертах. 9 апреля в Москве, например!

Андрей Шморгун: Какие-то номера из ОВШ будут звучать на концертах. Скорее всего, это будет отдельный блок.

Денис Хромых: Задумка была такова, что песни из альбома на поэму можно было бы внедрить в рок-концерт, поэтому скорее всего какими-то блоками, хотя пока об этом рано говорить, первый опыт будет 9 апреля в Москве, вот после этого и поймем .

Есть ли задумки о следующем альбоме? Будет ли он также концептуальным или вы вернетесь к традиционному формату?

Александр Ильин: Есть пять или шесть песен, будет супер-альбом, который продолжит основную ветвь нашего творчества!

Денис Хромых: Пока не могу сказать что-то определенное, но они выдержанны в ключе первого альбома «План Ломоносова».

Андрей Шморгун: Концептуальные они или традиционные сложно сказать. Однозначно только то, что это музыка "План Ломоносова", слова Александра Ильина.

Что послужило причиной ухода Ильи Ильина? Кто теперь займет его место?

Александр Ильин: На пенсию ушёл! Его решение! Но, он все успел! Молодец! Жалко, его будет не хватать в коллективе, его доброты и драйва. Но, он же не умер, общаться не прекращали, так что все в порядке!

Денис Хромых: Уход Ильи был неожиданным для всех нас. Мы решили никого не брать на его место. Будем играть впятером.

Андрей Шморгун: Для меня до сих пор не совсем понятна точная причина. То, что Илья рассказал мне, на мой взгляд, не является веской причиной для ухода. Я пытался с ним обсудить все вопросы, и в один момент показалось, что мы договорились, но в итоге он все ровно ушел. Могу только предположить: Илья - человек глубоко творческий и эмоциональный, вероятно он не видел свой дальнейший путь параллельно с группой. Заменить Илью невозможно, он уникален, то шоу, которое он показывал на наших выступлениях, никто не сможет повторить или сделать что-то более интересное. Поэтому мы даже не рассматриваем замену. То, что он исполнял на семплере теперь, при помощи электронного устройства, будет играть наш барабанщик Серега.

 Какие литературные предпочтения у участников группы?

Александр Ильин: Любимых авторов нет, всех люблю! Недавно читал «Тибетскую Книгу Жизни и Смерти», карело-финский эпос «Каливала», «Роза Мира» Андреева, сейчас читаю Дмитрия Лихачева «Мысли о Жизни» и «Письма о Добром» в одном томе. В общем, развивающая литература в предпочтении.

Денис Хромых: Я люблю читать эзотерическую литературу, философскую. Вот недавно прочитал русского фантаста Варшавского, вчера дочитал Братьев Стругацких “Трудно Быть Богом”. В общем, ОШО люблю почитать на досуге.

Алексей Баланин: Обожаю читать и перечитывать отечественных классиков -  Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, А. С. Пушкина (прозу), М. А. Булгакова. Иногда в трудные минуты хочется почитать В. Шукшина и В. Ерофеева. Очень вдохновляют Д. Хармс и В. Маяковский. Из современных писателей по душе многие книги В. Пелевина. Из зарубежной литературы ближе всего К. Кизи, Р. Бах, Г. Маркес, К. Воннегут, М. Кундера.

Андрей Шморгун: Меня всегда привлекала фантастика, далекие космические миры, всякие роботы, клоны, бластеры. Темы пост-апокалипсиса: "Метро 2033"-34-35, «S.T.A.L.K.E.R.», «Пикник На Обочине». Так же последнее время увлекаюсь эзотерическими учениями, они открывают новые взгляды на наш не понятный и не изученный мир: Вадим Зеланд – «Трансерфинг Реальности», Владимир Пятибрат – «Глубинная Книга», Владимир Серкин – «Хохот Шамана». Альтернативная история дает ответы на некоторые вопросы, которые традиционная история не раскрывает, а только путает: Дмитрий Ребяков – «Почему Мы Так Живем», Александр Васильев – «О Древнейшей истории северных славян до времен Рюрика, и откуда пришел Рюрик и его варяги», Михаил Ломоносов – «Древняя Российская история до 1054 года».

Посещаете ли вы театр?

Александр Ильин: Последний раз был в МХТ, смотрел «Братья Карамазовы». Депрессивно. Утрираванно-депрессивно. Сценография классная, на мой вкус. Есть блистательные актерские работы. Филиппа Янковского и Игоря Миркурбанова, например. Очень редко бываю в театре, боюсь на плохой спектакль попасть. Стыд чувствую, когда плохой спектакль смотрю. Не хочу стыд чувствовать.

Денис Хромых: Последний раз был на спектакле Евгения Цыганова в театре Фоменко, очень классный спектакль он сделал. Советую.

Андрей Шморгун: Да, редко конечно, но бывает. Как-то раз, мы с Саней Ильиным и нашими дамами ходили на спектакль. Там играла Кристина Асмус. В этом спектакле использовалась музыка «План Ломоносова», мы испытали удивительные чувства.

Саша, ты обучаешься вокалу?

Александр Ильин:  У меня был опыт работы с педагогами по вокалу. В институте с Мариной Петровной Никольской, правда я по объективным причинам редко посещал занятия и с Кариной Назаровой у нас на базе.  Карина, кстати, писала скрим на альбоме «Облако в Штанах»! Круто получилось!

Есть ли у вас необычные увлечения? Нам известно, что, например, Андрей Шморгун является большим поклонником "Звездных Войн" и обладает солидной коллекцией связанных с франшизой артефактов, а какие хобби у остальных участников группы?

Александр Ильин: Люблю жизнь! Что угодно может увлечь!

Денис Хромых: Мое хобби это снимать клипы рок-группам. Изучаю монтаж, спецэффекты.

Алексей Баланин: Моим хобби является аквариумистика, оформление и обслуживание аквариумов, аквариумного оборудования, заселение рыб, беспозвоночных и растений, уход за ними, ну и прочие штуки с этим связанные. Кроме этого в теплое время года осваиваю и прокладываю велосипедные маршруты, добавляя на карты интересные места, иногда в кругу единомышленников, но чаще самостоятельно.

Есть ли страна, город или место, выступить где было бы заветной мечтой «Плана Ломоносова»?

Александр Ильин: Мы и так уже выступали на другом континенте, там где, чтобы посмотреть в сторону Японии, нужно посмотреть на запад. Первое подобное впечатление уже получено! И второе! И третье! И я уже понял, что лучшее место на Земле, это там, где я есть в данный момент. В момент подобной мысли, во время ответа на вопрос.

Денис Хромых: Когда я учился в школе и играл в школьной рок-группе я даже не мог себе представить, что я когда-либо отыграю концерт в США, в Нью-Йорке или в Сан-Франциско. Однако это произошло. И это поразительно. Я люблю турить и играть концерты. Поэтому буду рад выступить в любой точке планеты.

Алексей Баланин: По-моему в Японии было бы круто! (улыбается).

Прослушать "Облако в Штанах"

Вопросы задавали Андрей Дюбаров и Skittles

Фотографии - Галя Моисеева