Back to top
Интервью

Снэйк (НАИВ etc.) : «Я ничего не понимаю в том, что людям надо, и что им нравится»

09.02.2018

Дмитрий Хакимов объяснил почему «НАИВ не „торт“» и рассказал ждёт ли нас новая «Весь в говне и неопрятный»


Директор групп НАИВ, МЭD DОГ, Глеб СамойлоFF & The Matrixx — едва ли не самая спорная личность нашего времени на рок-сцене. Хаяния и респекты в его адрес сменяются чаще, чем погода в этой стране. 

Я придерживаюсь принципа: «Главное, чтобы нравилось тебе самому. Угодить всем всё равно не удастся».

Чем сейчас занимаешься? На чём в большей степени сосредоточены силы?

Приоритетных задач сейчас много; переговоры о концертном графике группы Глеб Самойлоff & The MATRIXX на год. В частности, в этом году будет продолжена серия наших концертов с симфоническими оркестрами по городам, что довольно сложно по логистике, организационным моментам и многим другим. Требуются отдельные репетиции в городах с оркестром, очень много вопросов. Ещё готовимся к нашему — группы Самойлоff & The MATRIXX — туру по Америке, который начнётся с 24-го февраля в Нью-Йорке. Составляю список того оборудования, которое возьмём с собой в США и того, что будем дозаказывать на месте.

Кроме того, заканчиваем работу над новым альбомом группы НАИВ «Make Naive Great Again». Я уже записал все свои партии для альбома, сейчас доделываем детали аранжировок, готовим playback для тура, подбиваем информацию для буклета, который будет в CD, заполняем договоры для выпускающей компании «Союз- Мьюзик». Плюс, мы активно репетируем группой МЭD DОГ — готовимся отметить наш День Рождения, 20-го февраля, концертом в Москве. 

Ну, и, как художник, я работаю над новой картиной и готовлюсь к выставке, которая пройдёт в марте в Москве. В общем отдыхаю в основном.

У НАИВа весной выходит новый альбом, у The MATRIXX вышел осенью. Нам ждать информации о релизе у МЭD DОГ? 

МЭD DОГом мы сейчас репетируем в довольно необычном составе. Это некий «реюнион» из разных составов группы, с которыми мы играли в самый плодотворный период; петь будут сразу два вокалиста — какие-то песни Артём Макаров, какие-то Денис Саевич. Исполнять их они будут по очереди, именно те песни, в чьём исполнении они впервые и прозвучали. Будем играть сразу в три гитары. Пока по плану концерт-день рождения в Москве и ряд фестивалей — нам надо попробовать повзаимодействовать на репетициях, на концертах, а дальше будет видно, как будет развиваться тема с новыми песнями. Предыдущий альбом МЭD DОГ — «Меланхолия» — выходил несколько лет назад. В общем время покажет.

Почему ты решил восстановить группу?

Я думаю очень громко сказано «восстановить группу». Мы никогда и не объявляли о закрытии МЭD DОГ. Были периоды творческой активности и перерывы в ней. Мы периодически видимся, иногда остальные участники группы дают акустические концерты в разных сочетаниях составов. В прошлом году мы играли в виде трио на дне рождения гитариста МЭD DОГ Лёши Дмитриева. В конце 2016-го мне пришла в голову идея объединить несколько наших составов и сразу двух вокалистов в совместном концерте. Почему бы и нет? 

На репетициях нам комфортно вместе, процесс носит позитивный, продуктивный и органичный характер. Возможно, сделаем что-то новое именно в таком составе. Я вообще сторонник спонтанного процесса в творчестве. Здесь бессмысленно строить какие-то чёткие планы. Кайфово играть вместе, и пока есть это ощущение, надо играть. 

Мы уже в возрасте, когда от музицирования просто можно получать удовольствие, не находясь под гнётом каких-то контрактов, сроков, обязательств. И никому ничего не доказывая.

Чего тебе не хватало в других твоих проектах из того, что есть в МЭD DОГ? 

На мой взгляд, мы в МЭD DОГ написали ряд отличных песен. Соскучился по ним и по ребятам.

Почему везде Дмитрий Хакимов выступает в роли директора и барабанщика (автор нескольких текстов в МЭD DОГ)? Ты не хочешь исполнять полностью свои песни? Уверен, их в избытке.

Я человек увлекающийся. Сейчас у меня период активной творческой самореализации в живописи. Давать рока бандой на сцене или в студии очень круто. Это некий языческий, даже шаманский ритуал. В этом есть очевидная энергетика, энергетика взаимодействия музыкантов на сцене и с публикой. Этого у меня в избытке. Но сейчас хочется интима с творчеством, просто перенос того что внутри на холст. 

Я вполне комфортно чувствую себя сейчас в моих группах в качестве со-аранжировщика, барабанщика, продюсера или тур-менеджера. Мне нравится быть на сцене, чувствовать взаимодействие с залом. Но пока основная самореализация у меня в живописи. 

Картины — это страсть. Визуализация бессознательного, поток из неведомой области

В марте ты организуешь свою выставку — расскажи о ней подробнее. 

Выставка будет проходить в Imagine Cafe, многие знают это место как «Кризис жанра». Там на стенах хватит места на 10-12 моих работ. Какие-то картины у меня купили, какие-то я подарил. 

Начнётся экспозиция в 20-х числах марта и продлится месяц точно. Арт-директор Imagine Cafe, мой давний приятель Нэш, предлагает сделать возможность желающим приобрести что-то из моих картин. Но на этот счёт я ещё не решил.

Почему я выбрал именно это место? Это очевидно — всё-таки, в основном, меня знают как Рок-музыканта, поэтому место, в котором играют Рок, с культовой историей, как раз самое то. Не надо будет идти желающим посмотреть в какое-то специальное место, скучную галерею, например. Всё будет прям там, где и выпить можно, и рок послушать.

Что мотивирует на написание картин? 

Мне не нужна мотивация для творчества. Кстати, как это не удивительно, наркотики я в принципе не употребляю и не употреблял. Картины это страсть. Визуализация бессознательного, поток из неведомой области. Иногда, уже после эскиза и начала работы, я могу поменять концепцию потому, что изменился этот самый поток. Непередаваемые ощущения.

Что-то кроме картин даёт такие ощущения? Речь не только о творчестве. Были ли вообще у тебя периоды зависимостей, в том числе и пагубных? 

Я в принципе получаю удовольствие от того, чем занимаюсь. Как говаривал старина Генри Форд — «Лучшая работа — это высокооплачиваемое хобби». В юности все мечтают, чтобы их увлечение стало работой, но кроме, наверное, совсем зануд, которые ни о чем не мечтают. 

Я как начал ещё в школе играть рок, так и продолжаю это делать всю жизнь, при этом получая за это деньги. Если получаешь удовольствие от процесса, значит всё хорошо. Меняется мода, вкусы людей, музыкальные стили. Невозможно быть всегда актуальным артистом, но надо всегда получать удовольствие от самого музыкального процесса. 

Мне нравится играть, что-то придумывать, продвигать это на музыкальный рынок, путешествовать по всему миру с концертами. Многие мои коллеги в индустрии давно не получают никакого удовольствия от самого этого процесса, надеюсь меня минует чаша сия. 

Что касается зависимостей, то они, думаю, бывают только пагубными, хорошие привычки так не назовёшь. Пока наркотические и алкогольные зависимости меня миновали. Я курю, при том начал курить довольно поздно, по моему года в 32 где-то. Но могу долго не курить — при долгих перелётах или по медицинским каким-то показаниям. И не испытываю при этом каких-то невероятных мук, хотя курить мне нравится.

Я убедился, что ничего не понимаю в том, что людям надо, и что им нравится

Сейчас многие в сети говорят, что «НАИВ уже не торт», но каждого из музыкантов по отдельности уважают. Слышал об этом? Как к этому относишься? И всё же, «торт» НАИВ или «не торт», как по-твоему? 

Мы уже год работаем над новым альбомом НАИВа. Подход к созданию песен у нас очень серьезный. Мы крутим разные варианты аранжировок, темпов, варианты текстов и сведений. Мне лично очень нравится то, что мы делаем. Но это сугубо личный взгляд. Со стороны может видеться всё, что угодно. 

Я придерживаюсь принципа: «Главное, чтобы нравилось тебе самому. Угодить всем всё равно не удастся. Если нравится тебе самому, то найдутся те, кому это тоже понравится». Хотя этот принцип не всегда работает. К примеру, недавно мы играли живой концерт на телеканале Рен-ТВ в программе «Соль». Мы дали сводить звук этого концерта Лёше Стецюку, звукорежиссёру, с которым мы работаем над новым альбомом «Make Naive Great Again». Мне очень понравилось, как всё получилось. Мы и хорошо сыграли, и с драйвом, я прям с удовольствием несколько раз его послушал целиком. Но в сетях многие довольно критично его оценили и, в общем, я просто ещё раз убедился, что ничего не понимаю в том, что людям надо, и что им нравится. Да и не имеет смысла уже понимать. Понравиться всем — плохая самоцель. Делай то, что должен и будь то, что будет. Поэтому, моя личная оценка ничего не значит. Мне нравится то, что получается, а там посмотрим. 

Разве раньше было также по отношению к группе? На моей памяти, в нулевых НАИВ был культовой фигурой, продвигающей отечественный панк как тренд. Сейчас же... Начиная с Популизма, тексты стали достаточно много внимания уделять социальным проблемам и политическим. Это дань тренду или желание высказаться? И, что более важно, это ваше коллективное решение, или в том, что касается текстов «бал правит» Чача?

В начале нулевых вообще была совсем другая ситуация с рок-музыкой в мире. MTV крутили не вынимая клипы Blink-182, The Offspring, Sum 41 и т.д. Наши клипы крутил отечественный MTV и масса других телеканалов. Как не неприятно это звучит, но панк-рок был в тренде.

Мы НАИВом начинали гораздо раньше, когда панк-рок был в глухом андеграунде, потом неожиданно он стал модным. Появилась масса молодых групп, играющих панк, было много поклонников этой музыки. Я делал фестивали «Панки в городе» и «Панкомания», пользовавшиеся большим успехом. Позже эта мода прошла, и жанр опять ушёл в подполье, для узких любителей. Сейчас балом правит хип-хоп, вся молодёжь слушает именно этот жанр. Это нормальная ситуация, нельзя быть вечно остромодным артистом. Но мы всегда оставались верны сами себе, делали то, что хотели, без оглядки на моду и актуальность.

Что касается текстов на политические темы, то мы делаем это давно. Достаточно вспомнить альбом «Обратная сторона любви». Песни «Что нам делать?» или «Иллюзия свободы». Нас волнуют эти темы, о них и пишем. А насчёт авторства текстов у НАИВа, то всегда было по-разному. На Популизме в написании текстов активно участвовали и Валера и Коля. Сейчас это в основном тексты Чачи. Это всё не принципиально. Главное, чтобы песни были хорошие и нравились в первую очередь нам самим.

Что касается «Что нам делать», да и «Иллюзии свободы» — тексты многоуровневые и, пусть очень субъективно, но не только и не столько политические. А о какой-то внутренней борьбе, если можно так выразиться. И многие поклонники НАИВа любят именно их. В связи с этим, считаешь ли ты воссоединение и выход из отпуска НАИВа сейчас, спустя 5 лет, импульсивным решением в большей степени?

А мы и не распадались НАИВом, чтобы воссоединяться. Это был творческий отпуск, мы всегда озвучивали перерыв в совместной деятельности именно так. Все попробовали какие-то проекты, перевели дух, если так можно сказать. Даже долго отдельно что-то делать не пришлось. Постепенно в сольный проект Чачи на бас-гитару пришёл Коля Богданов, а я стал заниматься менеджментом его группы Radio Чача. Поэтому продолжение совместной деятельности в рамках НАИВа было вполне органичным и своевременным.

Это было решение творческое или коммерческое? МЭD DОГ, The Matrixx, Блондинка Ксю, Radio Чача, Агата Кристи (в её последние два года) — так много групп. Большинство функционирует до сих пор. Почему решили выйти из затянувшегося отпуска?

У меня, конечно, слово «коммерческое» применительно к нашей деятельности, кроме улыбки вообще ничего не вызывает. Кто-то всерьёз думает, что исполняя панк-рок можно зарабатывать какие-то деньги в нашей стране? Надо как-нибудь посчитать внимательно, по-моему мы НАИВом больше тратим на записи и сведения новых песен, на аппарат, на пиар, на кучу всяких ещё приблуд, чем зарабатываем. 

В целом, — играть по-кайфу просто, путешествовать с концертами. Деньги здесь настолько малы, что рассматривать какие-то наши решения с этой точки зрения просто нелепо. Я за одну картину получаю больше, чем вся группа за концерт на гастролях. Нам интересно делать что-то вместе, испытываем удовольствие от того, что получается и не более того. Пока есть эти ощущения и будем играть вместе!

Видел нашу статью о НАИВе в рубрике «Рубилово»? Как тебе? Как относишься к таким форматам? 

А где там рубилово? Я не увидел. Два человека обсуждают какая НАИВ говёная группа. Только один утверждает что НАИВ всегда был адским говном, а второй, что группа после ухода Ступина стала говном. Вот и всё. Ну и что новые песни не радуют, группа сдулась и бла-бла-бла. Мне кажется, что на вашем сайте других мнений и нет у пользователей. И, честно говоря, я не припомню времён, за мои двадцать с лишним лет в группе, чтобы отношение завсегдатаев порталов в названии которых присутствует слово «панк» было каким-то другим. Как говорится, — «собаки лают, а караван идёт». 

Отличается ли принципиально то, что мы делаем сейчас, от того, что делали раньше? Думаю да, было бы дико если бы мы не развивались, писали сейчас вещи по типу «Весь в говне и неопрятный», не приобретали какой-то новый опыт, не смотрели бы на ряд вещей по-другому. Не имбицилы же мы, надеюсь. 

Желание улучшать песни, пересводить и что-то править всё время — это наша обычная практика. Это называется «перфекционизм». Кстати, мы только что пересвели песню Трамп. Так что на альбоме она довольно сильно будет отличаться от той версии, что была в клипе. Не потому, что было плохо сведено, а потому, что решили, что можно лучше.

Мелкая засранная гримёрка и такая же сцена — самое то, для такого говна как мы!

А как тебе формат сопоставления разных эпох одной группы лоб ко лбу? Или двух разных групп? По типу того же музыкального ринга, только по фактам — разбор музыки, текстов и т. д.

Я считаю, что рок-музыка — не спорт. Какие-то соревнования на тему того, кто быстрее, у кого мата больше, кто спел точнее — глупы и неуместны. 

Естественно, я говорю только о своём личном мнении и ни на чём не настаиваю. Каждая группа уникальна, это особая энергетика, особый шарм. Зачем сравнивать? И фактов тут тоже нет никаких — дело только во вкусе слушателя. Нравится группа — слушай, не нравится — не слушай, вот и всё.

Сам себя ты можешь назвать самоироничным человеком? 

Самоирония и есть самое главное, что надо иметь в жизни.

Я не то что самоироничный... Я бы сказал, циничный по отношению к самому себе. Правда, моя ирония и к окружающим тоже относится. Здесь главное не переборщить, хотя лучше постоянно стебаться над собой, чем подавать себя величаво и важно. Очень не люблю таких напыщенных людей, хотя частенько с ними сталкиваюсь в нашей тусовке.

Близкие часто страдают от этого цинизма? Есть какой-то запомнившийся случай пагубного цинизма?

А чего здесь страдать, это же весело! Приезд на любую площадку, ну, типа клуба Music Box в Твери, я сопровождаю словами: «Вот это самое то, для такого говна как мы! Мелкая засранная гримёрка и такая же сцена! Нет толком света и звука, надо ещё набухаться в хлам, как мы умеем и тогда настоящий тру получится! Ну, шик же, ребята, везде надо в таких играть! Внесу пометку в райдер!» или мой ответ, скажем, в поезде, на вопрос кого-то из коллег, во сколько прибываем в город: «Если бы мы были группой Ленинград или Король и Шут, то приехали бы уже в 9 утра, но посколько мы лузеры и дол@оёбы, то приедем только в 17 вечера». 

Наше постоянное общение внутри коллектива проходит в таком постоянном стёбе самих себя и глумеже. При том, чем жёстче и циничнее, тем веселее. Когда нас слышат со стороны коллеги из других групп, то, зачастую, бывают в шоке от этого всего.

Нас в Минске принимали так, как в Англии Битлз в 1964-м! Все орали и бодрились страшно!

Бывшая виджей канала А-One называет тебя «серым кардиналом» одной из твоих групп. Как тебе это обозначение?

Путаница получается. Серыми кардиналами называют людей, действующих негласно и не занимающих формальных должностей с такими полномочиями. У меня же должность такая, официально заявленная на всех наших ресурсах — директор группы. Она просто не в курсе об этом, думаю её надо просветить в этом вопросе

Она как раз в курсе. Речь шла о The Matrixx и о твоём в влиянии на ряд творческих и управленческих моментов. Это имеет место быть?

Если речь шла о The Matrixx, то это полностью не так. Никакого влияния на творческие моменты я не имею. Максимум, что возможно — изменение мною каких-то идей насчёт партий ударных в песнях. 

Изначально было договорено, что это группа для Глебыча, для его полностью индивидуальной творческой реализации, а мы все в группе, по мере способностей, правильно улавливаем его идеи и доносим совместно до слушателя. В группе все выстроено так, чтобы Глебычу было комфортно, все его идеи и указания были правильно услышаны и исполнены. Скрытое или открытое влияние жёстко карается. К примеру, с нами работали разные пиар-менеджеры, развивавшие иногда бурную деятельность с многочисленными интервью и автограф-сессиями. Но Глебычу это не комфортно, и где все эти пиар-менеджеры? Уволены.

Это же касается и всех идейных и организационных моментов. Думаю, это абсолютно рабочая схема — есть лидер, который очень чётко знает, чего хочет и как всё должно быть устроено. Не возникает ненужных обсуждений из-за разной ерунды! Всё ясно и понятно!

Чача более демократичен или нет? 

Да просто в НАИВе все музыканты всегда принимали участие в создании песен и всё. Концепция другая.

В какой из двух атмосфер работать комфортнее?

У меня много разных атмосфер, не только две. Мне нравится играть музыку и The Matrixx, и НАИВа, и МЭD DОГ. Я испытываю реальное удовольствие и на сцене, и в студии. Как я уже говорил, мне нравится сам процесс, и я не сравниваю ничего и никого. Если бы мне что-то и где-то не нравилось, я бы это не делал.

Ты жалел хоть раз о том, что в армии тебе досталось быть именно барабанщиком, а не, скажем, виолончелистом?

Немного неверная информация. В армии я не был барабанщиком. Играть на барабанах я начал школе. Точнее, сначала занимался на гитаре, а потом, когда с одноклассниками решили сделать свою группу, кинули жребий, кто на чём будет играть. И мне выпали барабаны. В армию я пошёл воевать, а не на барабанах играть. Насчёт того, чтобы я поменял — ничего не поменял бы и ни о чем не жалею. 

Стадионы или маленькие клубы? Сольные концерты или фестивали?

Мне нравятся клубы. На большой площадке есть странные ощущения. И так при моем зрении еле вижу людей, а на большой площадке не вижу даже спин своих одногруппников. Довольно нелепо, когда никого не видишь, слышишь только то, что у тебя в ушном мониторинге, а там громче всего клик. В общем, как в пустыне.

Какой твой самый любимый концерт (в рамках любого из проектов, в котором ты участвовал)?

Да все концерты у меня любимые. Всегда отдаёшь свою энергию залу. Из того, что запечатлелось в памяти, это, пожалуй, два таких. Выступление МЭD DОГом на самом первом Казантипе — энергия прям пульсировала в воздухе, какое-то единение было с публикой. И концерт в начале нулевых НАИВом в Минском клубе «Аквариум» — принимали так, как будто Битлз в 1964-м! Все орали и бодрились страшно!

Как относишься к нынешнем трендам; рэп-баттлы, новая волна журналистики (Дудь), переродившийся нью-вейв (Фейс, PHARAOH, Пошлая Молли и т. д.)?

Честно говоря, вообще не слежу за трендами, и все перечисленные стили и названия мне совершенно ни о чем не говорят.

Осваивал парселтанг Вит Пашков