История одного панка: Сергей «Жабер»

Встречаем новую рубрику «История одного панка»! В ней мы будем публиковать интервью со знаковыми фигурами русскоязычной и мировой панк-рок сцены. Первым нашим героем стал Сергей «Жабер», легендарный персонаж отечественного андеграунда, посвятивший панк-року более 30 лет своей жизни.

Спор о том, где же зародился панк-рок, в Англии или США, до сих пор можно встретить в самых отдаленных уголках интернета. Но важно ли это? Думаем, что нет. Важнее другое, а именно, какие аспекты панк-рока переняли жители нашей страны. Как правило, любая мода, доходящая до всего пост-советского пространства, нещадно коверкается, принимает довольно нелепый вид, каждый стремится подогнать свое мировоззрение под новомодный шаблон.

Так в свое время было и с панком. Но благо есть люди, которые своим примером показывают, что не все потеряно в данной культуре, даже в таком суровом для этого месте, как Россия.

Герой нашей статьи – прямой продолжатель дела британской панк-модельерши Вивьен Вествуд, чьих рук наряды знаменитого ансамбля «Sex Pistols».

Сергей «Жабер» пусть и не является владельцем сети бутиков по всему миру, но все же получил широкую популярность, пусть и в узких кругах.

Панк-дизайнер и модельер, создатель психоделической передачи «ППЖ Видео» (Подпольные Передачи Жабера), актер, и просто олицетворение панк-рока, Жабер, не смотря на свои годы, продолжает активно принимать участие в панк-движении, создавать и вдохновлять.

Сам дизайнер, исходя из одной из миллиона его страничек в интернете, заявляет, что панкует вот уже больше тридцати лет, не пьет, ничего не курит больше десяти лет, и даже не матерится.

В первую очередь, Сергей прославился своими панк-дизайнерскими находками. Вот уже много лет он собирает свой гардероб, иногда делает вещи на заказ. В его доме можно найти столько эксклюзивных экспонатов, что хватило бы не на одну выставку.

Кстати, о выставках.  Одно время Жабер работал научным сотрудником и делал выставки в Центральном государственном музее современной истории России.

Также Жабер любит снимать. И не только свои передачи, но и все, что так или иначе связано с панк-культурой. Например, благодаря его старенькой камере, на свете остались архивные материалы о группе Автоматические Удовлетворители, в частности, и о самом Андрее Панове. По словам Жабера, Свин никогда не любил сниматься, но так как они давно дружили, он лично дал добро Жаберу на съемки в быту. После смерти Андрея Панова некоторые журналисты обращались к нашему герою именно за этими редчайшими видео-кадрами.

Так же Жабер успел сняться в кино разного уровня. Например, вы можете встретить его в недавно вышедшем документальном фильме «Панки-90-х», где панк-модельер делится воспоминаниями о лихих годах для панк-движения и своими мыслями о нынешнем поколении панков.

Успел засветиться основатель ППЖ и в знаменитой российской комедии 2002 года «Копейка». В ней он изображал немца, и хоть роль была эпизодической, со слов самого Жабера, он получил за нее 100 долларов, что является его самой большой зарплатой за один рабочий день. К слову, в фильме даже умудрился засветиться вездесущий Сергей Шнуров.

Жабер любезно согласился ответить на наши вопросы:

Может быть тривиальный вопрос, но все-таки, почему «Жабер»?

Есть небезызвестный панк «Чирик», он решил когда-то прекратить свою музыкальную деятельность, и сделать свою музыкальную группу, где бы был продюсером. Придумал ей название «Жабер». Репетировали они в подвале на Новослободской, там еще делали татуировки, а я как раз в это время привез тушь из Таллина. Наша советская тушь давала синий цвет после заживания, а эта — черный. Ну, я к ним забурился с этой краской. У них — репетиции, а мы делали татуировки.  С группой ничего не получилось, а мне, так как в девяностом году на меня начались гонения со стороны властей (из-за разборок с гопниками), пришлось смотаться из Москвы. В то время во всех тусовках были свои стукачи у КГБшников. Я сменил свое прозвище с «Серж Улыбающийся» на «Жабер».

Когда я поехал уже в Питер, в Таллин, я уже представлялся в тусовках как «Жабер». КГБшные дела у них там до сих пор лежат на Лубянке. Это я знаю, в связи с этими анархистами, которые памятники взрывали. Меня вызывали, уже от нынешнего ФСБшника узнал, что на меня есть дело. А тогда на всех заводили дела, кто как-то выделялся на фоне остальных тусовщиков, а я в то время выделялся, потому что был панк-поэтом, читал свои стихи на Арбате. Позже мы связали с жаргоном: «жаба» — это была девушка-панка, а «жабер» — это панк.

Ты говорил, что узнал о панк-роке из советских газет.

Да, так оно и было.

Что тебя привлекло в этой музыке, ощущение чего-то нового или общая атмосфера антагонизма советской системе?

Меня поразила необычайность. Есть такое, что отличалось от всего нашего быта на то время.

Но тогда же уже был рок…

Это позже было. Поиск нестандартной жизни у меня начался в семьдесят девятом году. Когда я переехал с Бауманской в Бибирево, в новый район, родители жили еще на Бауманской, а я жил один. Сам себе готовил, сам гулял, закрывал дверь, почувствовал себя взрослым, свободным. Я таким хулиганом был, сразу себе рогатку сделал и т.д.

А рок музыку я стал слушать еще раньше. У меня отец музыкант, играли они конечно и The Beatles, и Creedence, и The Rolling Stones. Я сейчас всю эту старую музыку не слушаю, в детстве наслушался.

Есть вопрос касательно музыки, раз заговорили об этом, какие ты группы сейчас слушаешь, отечественные в частности?

Я все время любил слушать что-то новое, но в принципе, за последние четыре года я расслушал группу… Сектор Газа.

Ну, Сектор это классика уже.

Она может и классика, но я ее тогда не признавал, когда слушал панк-рок больше, чем сейчас. Я больше признавал западный, потому что мне казалось, что настоящий панк-рок — только западный. А вот сибирское отрицание панка мирового — это неправильная вещь.

Как изменилось панк-движение со времен твоей молодости, и изменилось ли твое отношение к движухе и панк-року в целом?

Оно стало панк-движением. Оно не было панк-движением раньше, теперь стало. Потому что это было просто молодежное течение, обыкновенная жизнь. А когда нынешние поколения внесли в него долю политики, и политики разного направления в еде, то это стало у них движением. Себя я к этому не отношу.

То есть для тебя это жизнь?

Да, да. Это жизнь для меня, а не цель добиться чего-либо с помощью панка. Для большинства нынешних панков (если их можно так назвать), панк — это средство для достижения своих целей. Конечно, я получу много отрицательных эмоций, после того, как люди прочитают это, но мне кажется, все так и есть.

Изначально же были группы, использующие музыку, чтобы донести свое мнение, повлиять на общественные процессы.

Ну, я краст не очень слушаю. Хотя, они прикольные с точки зрения имиджа, черно-белый минимализм такой, а политика — это уже их дело. Я считаю, со времен медного бунта, тем более в нашей стране, не слишком стоит бунтовать. Общество не готово и не поддержит бунтарей. Мое личное мнение, панк — это отрицание индивидуала одиночки.

То есть отрицание ради отрицания или как?

Нет, почему. Оно может быть даже в том, что я вышел на улицу в заклепанной куртке — уже маленькая революция в сознании людей.

Ну, когда-то возможно.

Оно и сейчас так.

Имеет ли вообще атрибутика и внешний вид какое-то значение для панка?

Конечно, иначе как мы будем отличаться от остальных людей? Внешний вид имеет очень большое значение, но сейчас я стал старше, и с каждым годом становится труднее найти работу в том же имидже.

Панк-музыка, как правило, призывает «не быть как они» (например, абстрактные обыватели), практически не предлагая разумной альтернативы. Все это заманчиво звучит для молодого поколения, но как следствие, после двадцати большая часть людей отходит от такого образа жизни. Как ты справился с этой проблемой, если это можно назвать проблемой?

Дело в том, что я несколько раз начинал заново. После одной отсидки в тюрьме, после армии еще раз. После еще одной отсидки в тюрьме и еще одной отсидки, что давало мне большой заряд энергии. Иные были панки за счет того, что музыканты. Еще есть разделение такое: многие музыканты, играющие в группе — они не панки, а многие панки, за счет того, что играют в группе — они панки. Не было бы группы, не были бы панками.

Твое отношение к политике?

Я не занимаюсь политикой. Знаю кто президент, знаю кто мэр. Кто участковый — не знаю. Я не отношу себя к ней, не заявлю ничего, не собираюсь сидеть в Сербии в тюрьме, и писать там книжку, например.

С группой Оргазм Нострадамуса и их творчеством ты знаком?

Да, к сожалению, сначала мне они показались отвратными. Но когда я увидел группу на последнем концерте в Москве, проникся энергетикой выступления и решил снять их концерт. Я на концерты раньше ходил именно чтобы зафиксировать, поснимать. Они в Питер поехали, а у меня как раз был билет туда на следующий день. И когда я приехал, утром мне говорят, что он (Угол), пока я ехал, умер в Питере.

Вопрос сам собой напрашивается, ты участвовал в качестве музыканта в какой нибудь группе?

Участвовал конечно. У нас был проект с Черепахом —  «панк-дуэт Симбиоз». Там за музыкальную часть отвечал Черепах, а я тексты писал. Получилось так, что в двухтысячном году я дал ему свои тексты, свои стихи, потому что у него были проблемы жизненные и творческие. Я его поддержал, жилетку сделал красивую, тексты предложил. Я его поддержал как панка.

Творческие планы?

Составление коллажей в компьютере. Я свои фотографии, например, не люблю выкладывать необработанными. Я некоторое время основательно занимался современным искусством, коллажами из фото, предметов, участвовал в выставках. Одну выставку сам делал. Занимался этим в течение пяти лет, мастерская была, делал там клепанные картины.

Как на косухе у тебя?

Да, да. Это как раз все пошло оттуда. Панковское творчество, только картины. Но в 2008 году с мастерской пришлось расстаться. Ты же помнишь, кризис. Работ недоделанных осталось много. Занятие современным искусством — апогей моего творчества, до этого я одежду делал для себя или для кого-то. Ну, вообще, это не первый кризис, связанный с деньгами, в моей жизни.

Это связано с тем, что ты придерживаешься панк-взглядов? Не думал о том, как могло быть по-другому?

Меня могло и не быть уже, если бы это было по-другому как-то. Мои панк-взгляды помогли мне справиться со многими вещами, например, отношением к алкоголю… Такой вот краткий ответ, пьяный панк — легкая добыча.

Многие панк-группы используют одни и те же идеи, говорят, что «не надо делать», «кого не надо слушать» (как правило «их»), сопровождая все это вечной борьбой против норм, правил, социума, но что взамен?

Сейчас уже пошло как-то по-другому. Я обо всем этом начал задумываться в семьдесят девятом году, когда на западе шло все это. Там разрушение и у нас разрушение. Ломка стереотипов в своей голове и так далее. Я и Sex Pistols имею в виду. То же самое отрицание, разрушение, но ничего не шло к созиданию. А сейчас уже кто-то идет к созиданию.

Ну, например, как я говорил как-то в своем интервью, я уже не хаваю от панка, не беру от него, а даю панку, как движению. В то время (в девяностых) я уже видео снимал, что-то делал, при этом я не навязывал никому, чтобы они панками становились. Кто-то становился панком глядя на меня, но я им это не навязывал.

В процессе беседы к нам подошли молодые люди с весьма интересным вопросом, желая узнать у кого какая мечта. Сошлись на том, что бы у всех все нормально было. Далее разговор как-то сам собой перешел к смыслу жизни, на что Сергей любезно поделился со мной и ребятами своими размышлениями:

Многие ищут свой смысл жизни и не поймут в чем он заключается. По-моему, я его понял. Он заключается в том, что ты делаешь на данный момент, что тебя увлекает. Ты увлекся чтением книг, это и есть твой смысл жизни. Познакомился с девушкой, женился, ребенок у вас появился — это и стало вашим смыслом. Оно так и есть. Он не един для всех, у каждого своя жизнь и у каждого свой смысл.

То есть смысл жизни —  это жизнь?

Да, это и есть смысл… чем ты живешь.

Для тебя панк смысл жизни?

Нет, сейчас нет. Панк уже на автомате. Если бы для меня смыслом жизни был бы панк, я наверное… как GG Allin сейчас бы мазался говном и кидался в прохожих. Хотел тут про Pussy Riot сказать, но они же за деньги, вот где они сейчас… А GG Allin — да, он же не за деньги бросался говном, он мог просто спеть песни, но бросался. Потому что считал, видимо, что смысл жизни для него — панк и он должен вести себя как панк.

Спасибо, Сергей. Рад был с тобой познакомиться, пообщаться. Всего доброго.

Взаимно. Только Сергей это для участкового все-таки, а так я — Жабер.

 

Текст — Данил Перетяжко

Беседовал — Алексей Жёлтиков