Ко Дню Святого Патрика: Между ангелом и бесом

Всех с Днем Святого Патрика! Начало 2017-го года оказалось урожайным на релизы в стиле фолк-панк (ну, или celtic-punk – называйте, как хотите). Один из наших новых авторов решил заняться неблагодарным делом: оценить новые альбомы отечественных и зарубежных банд, сравнить и сделать субъективные выводы, чтобы вызвать на себя огонь кельтик-панк критики.

 khamsters

Начнём с того, что отечественных рокеров, представляющих самые разные направления, всегда упрекают в подражании западным образцам. Мол, всё это сплошной «закос», недостойный внимания публики. Лучше слушать оригиналы, а не копии. Тут и впору раскритиковать украинский фолк-панк ансамбль O’Humsters, выпустивший альбом в феврале. Сыграно всё отлично, музыка бодрая, но вызывает некоторое удивление озабоченность музыкантов проблемами ирландского народа и соответствующей национальной историей. Остаётся довериться вокалисту, провозглашающему в первой же песне, что он — «Истинный ирландец». Ну что, ок, тогда нет проблем. Другое дело, что соседство в рамках одного альбома пафосных вещей и песен, рассказывающих, к примеру, о поёбке перед мнимой смертью («Мадлен») вызывает некую оторопь. Народный юмор плохо уживается с ирландско-патриотическим пафосом, хотя это, конечно, дело вкуса. Хрипловатый голос вокалиста ассоциируется с кучей коллективов, начиная с Distemper и заканчивая Ёк-Макарёк. Ну и главный минус – это тексты именно «юмористических» песен: «За сараем засадил и сифилис там подхватил»; рифмы «член – хрен», «Европа – жопа», «давно – в говно» — это, конечно, народно, но уже давно приелось. Однако фолковые проигрыши исполнены бодрячком, панкуют ребята тоже отчаянно (в смысле – драйвово), осталось только сделать выбор: рифмовать ли и дальше «пизду» и «елду» или же сосредоточиться на проблемах католиков и протестантов в «родной» Ирландии («Странный союз»)… А так «Где мы только ни бывали» можно рекомендовать всем не особо притязательным любителям жанра. Нового Вы ничего не услышите, впрочем… как и у чикагского коллектива “The Tossers”, обнародовавшего новый опус «Smash the Windows».

tossers

The Tossers давно и откровенно косят под The Pogues и первые же ноты открывающего альбом трека не позволяют усомниться в том, что за несколько лет после крайнего релиза у чикагцев не изменилось ничего. Можете посмотреть клип на заглавную песню – и всё станет ясно. Наверное, надо быть суперэкспертом по фолк-панку, чтобы заметить разницу с предыдущими релизами данной команды, прописавшейся на мутном лейбле Victory Records. Тем не менее, в заслугу коллективу можно поставить лёгкое, именно фолковое звучание. Ведь многие группы, прописанные по ведомству «celtic-punk», можно обозначить как панк-рок, только с волынками, мандолинами, дудками, балалайками (нужное подчеркнуть). The Tossers же продолжают акцентировать именно фолк-составляющую, не впадая в хардкор или стрит-панк. Ну и хиты, типа песни Horses в трек-листе имеются. Да и такими мрачновато-отчаянными вещицами типа Resurrection of Mary не всякая группа может похвастаться.

А монотонная Danny Boy вполне соответствует представлениям о времяпрепровождении в ирландских (или чикагских?) пивных. После ещё одной тягучей да распевной баллады 1969 (к одноимённой песняге Игги Попыча отношения не имеющей), The Tossers возвращаются к обычному для них (и МакГоуэна) лихому плясовому темпу на песне с…. ОЧЕНЬ «оригинальным» названием «Виски». Ну а далее ещё традиционнее – воcпоём же город наш родный, то бишь – Чикаго (это уже не первая ода городу от The Tossers). После песни «Моя любовь» группа переходит к свадебке…. Какие клише ещё не реализованы? Сложно сказать… Так что и на западе есть клоны и клоны клонов, не одни мы обдираем наследие МакГоуэнов как липку. Единственное, что я пока лично не слышал – это столь убедительный и естественный вокал у наших певцов. Может, просто не знаю, но пока отечественного Шэйна или, на худой конец, Даггинса (так кличут фронтмена The Tossers) мне не встречалось. Все что-то рычат да хрипят (разве что у Архипа получается петь похоже на Шэйна).

blyekvatch

Впрочем, вокалист московской группы Black Watch поёт естественно и достаточно оригинально, можно сказать, даже артистизм присутствует, что уже можно засчитать в плюс. После интро следует хитовая и запоминающаяся песня про уик-энд. За фолковую составляющую отвечает волынка, звучащая настолько высоко, что это иногда режет уши (как вариант – не шарю в волынках и килтах). К слову сказать, иногда москвичи обходятся без мелодичных припевов, заменяя их проигрышами на упомянутом инструменте. Больше всего обескуражила песня «На незнакомых берегах», вызвавшая неприятные ассоциации с группой Элизиум (за счёт вокала). Вы уж извините, дорогие читатели, но не уживается в моей картине мира Элизиум и фолк-панк, надеюсь, что у вас всё иначе (а может, я вообще глюки словил). Советовать музыкантам в наши времена не стоит, но уж лучше бы поменяли местами бонус-трек и эти самые «Берега». Всё же «Ведьма» и по музыке, и по тексту поближе к фолк-панку будет. В аранжировочном плане тоже царит некоторое однообразие: волынка, потом куплет-припев, опять волынка… и так до бесконечности. Наверняка Black Watch развернутся в будущем, тем более, что останавливаться они явно не собираются и совсем недавно (10 марта) порадовали сплит-песней с коллегами из DNK.

garlik-kings

В плане аранжировок и общей убедительности всё намного лучше у Garlic Kings. Хотя четырёхпесенный EP питерцы выпустили в декабре 2016-го, но в пример нашим, ещё не совсем окрепшим, фолк-панк талантам можно поставить именно их. Начинается свистопляска с заставки из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», и тут всё, как говорится в кассу: про опричнину песня тоже имеется. Фольклорных мотивов у «Королей» куда больше, чем у их коллег и конкурентов из России и Украины. Музыканты одинаково уверенно и со вкусом исполняют и быстрые, и среднетемповые номера, ну а «Рюмочная» — это и вовсе запоминающийся, задорный хит.

flyetfut

К вопросу о процентной доли фолк-составляющей в творениях современных панк-рокеров – тут уж нельзя обойти стороной долгожданный релиз Flatfoot 56 “Odd Boat”. Не так давно было высказано мнение, что Flatfoot 56 – это и не фолк-панк вовсе, а просто ядрёный панк с народными инструментами. Дескать, нет у них аутентичных фолковых мелодий. Может, с подобными гармониями на новом альбоме дело и обстоит как… на всех прочих релизах могучих христианских братьев Боуинклов (сорян, если фамилию неправильно написал), хотя посередине обнаруживается вполне себе фолковая связка из песен «Englewood» и «Forward», а в особо полюбившейся мне «Penny» есть классный и вполне душевно-народный момент, исполненный девичьим голосом, но! Flatffоot 56 написали отличные ядрёные песни, которыми всегда и славились. Ну, а такие боевики как «The Trap» лишь свидетельствуют о том, что порох в пороховницах земляков The Tossers был, есть и, надеюсь, будет. Тем более, что для фолк-произведений у лидера группы Тобина всегда есть его параллельный проект.

rilmakkenzis

В отличие от набожных Flatfoot 56 канадцы Real McKenzies предпочитают, судя по названию их нового альбома, общаться с демонами да бесами. Хочется увенчать данный обзор лучшим релизом в жанре, и, на мой очень субъективный взгляд, таковым “Two Devils Will Talk” безусловно является. Всякие рекомендации для знающих эту команду бессмысленны – все всё давно послушали и оценили, а вот тем, кто релиз прошляпил – очень советую ознакомиться. Пластинка просто нашпигована хитами. Чего стоит одна только прилипчивая «Northway Passage», где вполне себе «народная» мелодия обрамлена среднетемповым панк-роком и проникновенным вокалом, с соответствующим соляком, а уж забой в конце очень в тему.

Скоростные боевики типа Float и One Man Voyage, думается и любители Offspring или Good Riddance в состоянии оценить. Скорости в альбоме практически не спадают, при том, что мелодии остаются приятными и разнообразными. Ближе к концу альбома песня Pedals возвращает к душевной среднетемповости, но, опять же, без тени занудства. Однако вскоре «разгончик» опять взят на самоироничной и уморительной Fuck the Real McKenzies, отсылающей к шотландским плясовым традициям. А в самом финале последней композиции вокалист глумливо распевает эдакую частушку, оставаясь истинным шотландцем, хоть и проживающим в другой стране.

На этом позвольте завершить повествование, которое и так слишком затянулось.

Альбомы обозревал Костян

Внимание! Мнение автора может не совпадать с мнением редакции!