Кит Моррис (Black Flag, Circle Jerks, OFF!): «Нам нужна была громкая, неприятная, бьющая прямо в лицо музыка, которую не любили наши родители!»

Друзья! С гордостью представляем вам наше большое интервью с Китом Моррисом! Кит — поистине настоящая Легенда панк-рока! Именно этот невысокий очкастый дядька стал одним из основателей легендарных Black Flag и не менее культовых Circle Jerks. Чёрт возьми, этот мужик настолько крут, что даже создатели GTA V пригласили его в качестве диджея одной из внутриигровых радиостанций.

Кит, думаю, правильнее всего было бы начать наш разговор с твоей книги (30 августа прошлого года состоялся выход автобиографии нашего героя). Что можешь о ней рассказать?

«MY DAMAGE» – это книга, в которой собраны истории из моей жизни, начиная с периода детства, когда я рос и в пустыне, и на пляже (слишком много песка!), и до того, чем я занимаюсь сейчас. Наркотики, скейтбординг, курение травки, прослушивание музыки и всё, чем я занимался, будучи подростком, в том числе, когда я был участником Black Flag и the Circle Jerks. В этих историях рассказывается о моих родителях, друзьях, товарищах по группам, подругах и отношениях, которые у меня были с большим количеством людей на разных уровнях и в разных местах. Музыкальные магазины и звукозаписывающие компании, официанты и заполнение официальных бумаг для моих групп и удирание от полиции и разгневанных бандитов. Так много веселых моментов и так мало времени, чтобы прожить их!

Насколько мне известно, твой отец был джазовым барабанщиком, расскажи, как ты пришёл к панк-року?

По мере моего взросления я никогда не ладил со своим папой, хотя в итоге он стал для меня героем и одним из тех, кто оказал на меня наибольшее влияние. Мы работали вместе в бизнесе, которым он и я владели, и хотя я там работал, я это никогда не понимал. Наш магазин пересекала улица с одним из самых знаменитых джаз-клубов на западном побережье США. Все великие представители этого жанра играли там… Чет Бейкер, Джон Колтрейн, Орнетт Коулман, Майлз Дэвис, Моуз Эллисон и Элвин Джонс, которых многие джаз-музыканты считают великими, позволившим моему папе сидеть за барабанами у них. Я бы не узнал о том, что мой отец играет на барабанах, пока я не стал участником Black Flag. Я никогда не был фанатом этой музыки, но лет 15 назад или еще раньше она оказала на меня влияние тем, что я решил помочь создать шум, с которым я ассоциировался с 1977-го. Музыкальная сцена, где я жил, состояла из топа 40, а это означало то, что если ты пришел в клуб или в бар вечером в пятницу или субботу, ты увидишь группы, игравшие все, что крутили по радио. Грег Гинн и я не хотели быть частью этой сцены, и это была одна из основных причин того, что он и я решили создать Black Flag.

Многие музыканты твоего поколения недобрым словом поминают радио-форматный рок 1970-х (Eagles, Boston, E.L.O.), ставя ему в вину конформизм, буржуазность, изначальную коммерческую ориентацию. У Джелло Биафры даже есть песня “Rock 70’es Must Die”.

Ну, я не могу говорить за Джелло, но я могу сказать, что я слушал FM радио и мне вполне нравились такие группы, как UFO, Alice Cooper, Black Sabbath, Golden Earring, Deep Purple, Uriah Heep, Yes, и группы, на которых я вырос, слушая AM радио, будучи ребенком. The Beatles, Who, Kinks, Rolling Stones, Doors, Seeds, Standells, Animals и многие другие. Ты упомянул the Eagles, Boston и E.L.O. (которых я люблю, т.к. Джефф Линн был участником the Move – одной из моих всегда любимых групп) и я бы не сказал, что я их не любил, потому что сейчас это не так. Тогда мне это не нравилось, потому что я не хотел расслабляться под плавные звуки, которые были популярны тогда. Дело было в том, что если ты включал какие-нибудь радиостанции, то нас пичкали этими группами. Если ты приходил в музыкальный магазин, то первой музыкой, которую там показывали, были Fleetwood Mac и Элтон Джон или группы, которые ты упомянул, и поэтому мы были погребены всякого рода мягким дерьмом. Нам нужна была громкая, неприятная, бьющая прямо в лицо музыка, которую не любили наши родители!

Я не могу не спросить тебя о твоей первой группе. Имея в виду, конечно же, Black Flag. Что представляла собой в те годы команда Грега Гинна?

Black Flag была группой, в которой Грег Гинн и я оказались случайно, потому что мы не знали, что мы делали. Мы жили в обществе, в котором была всего пара десятков людей широких взглядов в плане музыки, и у нас была такая хрупкая цель и было так чрезвычайно мало бас-гитаристов и барабанщиков, которые понимали бы, что мы пытались делать.

Наша ситуация обернулась тем, что мы были иголкой в заднице общества. Не было ничего подобного нам в радиусе 25 миль. Мы выделялись как бельмо на глазу, поэтому нас не любили или не признавали в Хермоса Бич или в Саут Бэй.

Каково же все-таки происхождение названия «Circle Jerks»?

Название «Circle Jerks» означает группу ребят, севших в круг и дрочащих. Знаешь, девушки тоже могут делать что-то подобное, если захотят. У древних монахов был ритуал, когда они становились вокруг священных грибов и эякулировали на них, а потом съедали их. Мы всегда отвечали на этот вопрос, говоря, что приехали в город, в котором играли, и заблудились в нем. Поэтому мы ехали, нарезая круги. Понимаешь? Группа дрочеров едет, нарезая круги… Circle Jerks!

Не устаю поражаться вашему дебютнику “Group Sex” ядовито-саркастичному, но в то же время весёлому и местами агрессивному.

У нас было не только чувство юмора, но также и политическая и социальная сознательность. Мы были противоположны Black Flag в том, что мы заботились о людях, посещавших нас. Мы не хотели никаких драк, потому что это гробит все веселье! Это все жизненно в том плане, что у нас у есть все эти кошмарные правительства, которые хотят спустить ужасные вещи на свое население и других людей на планете. Девиз для жизни таков: «Больше трахаться, меньше сражаться!».

На альбоме досталось всем: внешней политике США (“Paid Vacation”), холодной войне (”Live Fast Die Young”), благопристойному истэблишменту (“Beverly Hills”), иудеям (“Operation”), но что насчёт песни “Red Tape”? Правда, что она направлена против цензуры?

Песня «Red Tape» не только против цензуры, но и против крупного бизнеса и правительства. Кому хочется стоять в очереди 4 или 5 часов, чтобы получить водительские права? Я – антибюрократический говнюк!

Зато ваши последующие записи получились, что называется более Listener friendly» (прим.- «угодными слушателю»). Хотя все они по своему хороши — и “Wild In The Streets”, и следующий за ним “Golden Shower Hits” (C-o-u-p D’e-ta-t!!!), и, конечно же, “Wonderful” с “Killing For Jesus”, и “America’s Heavy Metal Weekend”.

Ну я не знаю, кто назвал бы их «Listener friendly», но, возможно, их так назвали из-за того, что мы были старше и у нас стало меньше энергии? Некоторые из нас обленились и не прикладывали достаточно усилий в создание этих записей. Может, у нас были получше дела с бюджетом для записывания, позволявший проводить больше времени в студии, что ведет к задрачиванию со звуками и порче процесса микширования. Я знаю, что я проживал, как я их называю, мои Black Plague Years (прим. — «чумовые годы), т.к. я был погребен кокаином и затоплен алкоголем. Это, конечно, замедляет творческий процесс или вообще делает его неосуществимым. Другим моментом было позволение другим людям приложить руку в создание музыки, тем самым меняя ее.

Кстати, чем вам не угодил хэви-метал? Или вы просто стебались с глэма и «парикмахерского рока» 1980-х?

С хэви-металом все в порядке! Я вырос, слушая Budgie, Scorpions, Judas Priest, Led Zeppelin, Blue Oyster Cult, Captain Beyond, AC/DC, Atomic Rooster, Dust, Sir Lord Baltimore, Blue Cheer и некоторые группы, которые я упомянул, отвечая на твой третий вопрос. «Heavy Metal Weekend» была песней, ставшей тычком в сторону того, что происходило на Сансет Стрип в то время. Была волна групп, таких как Poison, Motley Crue, LA Guns, Wasp, Faster Pussycat и других, которые отрывались по-своему, но казалось, что они были на северном полюсе, в то время как некоторые из нас были на южном полюсе. Наш басист в то время Кит Кларк был в пародийной метал-группе под названием Mega Death, он написал и исполнил «Killing For Jesus», и Circle Jerks взялись за написание среднетемповой песни в таком же духе.

Не слышал ли ты версию “When The Shit Hits The Fan” (с вашего третьего альбома) от ансамбля Souls At Zero?

Я не слушал Souls At Zero, потому что я смотрю на кучу записей перед своей стереосистемой, которая требует, чтобы мои уши были приклеены к ним! Plague Vendor, The Chocolate Watchband, Goat, Bangles, Kaleidoscope, Anohni, Status Quo, Graveyard, Lee Harvey Oswald, Тай Сигалл, Staff Carpenborg’s Electric Corona, Тобин Спраут, The Boston Tea Party, Outrageous Cherry, Feral Ohms, Screaming Tree, Gracious, The Machine, Рэнди Холден, Sunflower Bean, Иэн Маклэган, Ausmuteants, Apache, Pixies, Vaadat Charigim, Hawkwind, Limp Wrist, Game Theory, The Fall, Peacepipe, White Night, The Lilys, Sleep, Грэг Эшли и около двухсот других альбомов. Это не считая около ста семидюймовок, будь то Moon Duo, King Tuff, Manfred Mann’s Earth Band, The Imperial Dogs, The Cramps, The Phantom Ships, Cherubs, Hammered Satin, Gap Dream, The Tomb Weavers и сто CD. Я не слушаю слишком много панк-рока, потому что я фанат всех жанров музыки. А когда я слушаю, то это Career Suicide, Fucked Up, Negative Approach, которые просто занимают верхние позиции у меня в голове.

Складывается впечатление, что середина 1980-х была для вас весьма удачным периодом. Ваши песни звучали в саундтреках к фильмам, позднее ставшими культовыми. Я говорю в первую очередь о “Сиде и Нэнси” и “Repo Man” Алана Кокса. Что можешь рассказать о вашем сотрудничестве с этим режиссёром?

Мы работали с Коксом, потому что он попросил нас принять участие в его фильмах, будь то используя нашу музыку или играя в них роли. Он был нашим фанатом из-за того, что ему было близко то, о чем говорили и то, что мы делали в музыкальном плане. Он понимал, что мы критиковали власть, и он с радостью пригласил нас в свой мир. Это было полное безумие, и он отличный потрясающий человек. У the Circle Jerks только одно видео с Алексом – «I Wanna Destroy You». Сложно выразить в словах насколько мы ему благодарны.

Девяностые….Как-то так получилось, что в те годы юные слушатели приходили в восторг от Green Day и Offspring, в то время как многие группы начала 1980-х оказывались совершенно несправедливо забыты. В то же время тогда Sex Pistols решились на реюнион, Bad Religion переживали ренессанс, а вы умудрись заключить соглашение с мажором Sony. Как вы оцениваете эпоху 1990-х и возрождение панк-рока той поры?

The Circle Jerks были втянуты в тотализатор с Green Day и Offspring, думая, что мы выиграли «панк-рок лоттерею», в результате чего мы записали релиз, который никогда не должен был выходить! Наш альбом 90-х был ужасен! Нам всем должно быть стыдно за участие в том, что по большому счету было загребанием денег или же нашей версией секспистоловского «The Great Rock And Roll Swindle». К сожалению, наша попытка была отстойной! Большинство групп, участвовавших в коммерциализации панк-рока достаточно резко упали в ту же пропасть, что и the Circle Jerks ранее. У нас даже не было средств попросить о подушках или одеялах. Мы просто спустили наши штаны и приняли большой корпорационный пенис в наши несмазанные задницы. АУЧ! Большинство наших современников прыгнули в это, думая, что ил был глубоко, но в конечном счете оказалось, что это было равноценно зыбучему песку, и некоторые из них так и не смогли оправиться. Деньги были большими, но музыкальное возрождение… было не совсем возрождением!

Вернёмся в наши дни. Расскажи о сегодняшних твоих проектах OFF! И FLAG IIII.

Ситуация с OFF! заключается в том, что мне была представлена безумно крутая возможность поблагодарить ребят из the Circle Jerks за принятие одного ужасного решения, позволившего мне не уйти, когда они показали мне на выход. Я все еще был разозлен предпринимавшимися решениями, пока у меня наконец-то не состоялся телефонный разговор. Он был однажды ночью в 22.30, я собирался посмотреть фильм и уснуть. Мой телефон звонит, и я отвечаю. Грег Хэтсон на линии, и он начинает с того, что говорит: «Мы знаем, что ты уйдешь из группы из-за нашего решения, но мы не работаем с Димитрием Котсом». Он попросил меня уволить Димитрия, и моим немедленным ответом было: «Я ухожу!». Я даже не сомневался. Мне не нужно было думать об этом. Я был в ярости, и моей первой мыслью было: «Нахер тебя и это дерьмовое решение, ведь я больше не собираюсь быть рядом с твоей хуйней. Случилось то, что the Circle Jerks работали над новым альбомом, что привело к тому, что Димитрий Котс (гитарист в OFF!, а ранее в Burning Brides) подошел к нам и сказал, что «вам, ребята, надо бы сделать новую запись», и он хотел продюсировать ее. Сценарий написания песен был жалок. Мистер Котс дал им творческое пространство, и это пространство, которое он им дал, было абсолютно пусто. Им было нечего добавить в творческом плане, и Димитрий и я написали то, что впоследствии составит около половины первой записи OFF! Я не мог быть более счастливым из-за их решения. Спасибо вам, Circle Jerks.

В декабре 2011 Чака Дуковски попросили произнести речь на GV30 или же на праздновании тридцатилетнего юбилея Goldenvoice, которое длилось три ночи в Civic Auditorium в Санта-Монике. Выступали X, Bad Religion, TSOL, The Dickies, Social Distortion, The Vandals, Adolescents, Youth Brigade, Ill Repute, The Grim и некоторые другие. Чак сказал Гари Товару, который стал основателем компании Goldenvoice, занимающейся музыкальным продвижением и созданной в начале 80-х, о том, что он не собирался произносить речь, а собирался обратиться к Биллу Стивенсону и узнать могут ли играть Black Flag. Видя то, что Билли был почти готов выступить с The Descendents, что вполне имело смысл. Стивен Эгертон, играющий на гитаре в The Descendents, учился играть, слушая Black Flag, поэтому все встало на свои места. Мы сыграли ЕР «Nervous Breakdown» трем тысячам неиствовавших людей, и мы поняли, что нам нужно продолжать делать это. Это было рождением FLAG, которое было сделано несколькими из нас, не захотевшими играть с Грег Гинном. В итоге мы добавили Дэза Кадену в качестве гитариста и вокалиста и начали делать это при любой возможности.

Что это была за история с совместными концертами с Red Hot Chili Peppers? Честно говоря, не мог себе представить, что панки и ваши фэны, в частности, могут быть такими ограниченными.

Фли, будучи участником и основателем the Red Hot Chili Peppers и их басистом, является фанатом панк-рока. Он играл в FEAR, the Circle Jerks, и я думаю, что он также играл с Black Flag. Он также играл на басу на альбоме «Weirdos», поэтому это знакомая музыкальная территория для него. Я прыгал вокруг и кричал во всю глотку вместе с участниками RHCP, как будто я был первым космонавтом, приземлившимся на Солнце. Энтони был арестован за переход улицы в неположенном месте, и это было их первое большое шоу, и им был нужен вокалист. The Olympic Auditorium было местом, вмещавшим 5000 людей, и они попросили меня заменить Энтони. Suicidal Tendencies, Minutemen и SSD из Бостона (штат Массачусетс) помогли заполнить это место битком. Конечно, я согласился, ведь я был совершенно пьяным и не в себе из-за кокаина. Это было безумием, потому что я не знал ни одной строчки или слова ни из одной их песни. Мы все были друзьями с тех пор, когда Фли был участником What Is This. Люди могут думать все, что им хочется, но я всегда буду фанатом их как людей, и это не означает, что я должен любить их музыку. Также то, что мы играли вместе на концерте, означало, что мы (OFF!) играли для их фанатов, стараясь обрести новых фанатов.

Уильям Берроуз однажды заметил, что «в моём понимании панк — это человек, который во всё въехал, но на всё насрал» (цитирую по книге «Прошу Убей Меня»), а чем для тебя является панк?

Одно слово, три слога… СВОБОДА. Когда Black Flag впервые начали создавать шум, мы делали то, что мы хотели и это не было следование каким-то правилам. Слишком много правил! Тебе приходится играть с этими группами, в этих помещениях, в этой униформе, выглядя как the Ramones, Clash, Sex Pistols, GBH или Exploited и кто-то из вершины этого списка. Не пойми меня неправильно! Я люблю и получаю удовольствие от большинства этих групп, но не хочу выглядеть как они! Да, мы на самом деле избежали всех этих глав из «Учебника по панк-року».

Лет 10 назад выходили CD-сборники “Rock Against Bush”, а в 1983-1984 проходили туры “RockAgainst Reagan”, сейчас некоторым почему-то не нравится Трамп. Значит ли всё это, что панк-рок пока ещё не утратил своего политического значения, или же это своего рода хронический оппозиционизм?

Другое время, но довольно схожая ситуация. Мы против них. Молодежь против власти. «Хорошие ребята» против «плохих ребят», и так было всегда испокон веков. Это началось еще с того момента, когда неандертальский ребенок не захотел делать так, как хотели родители, приводя их в ярость. Нахуй вас! Не говорите мне что делать! Все эти люди из правительства стали одними и теми же, которым платят сверхгигантские мегакорпорации, их нужно убрать с этой планеты. Я бы сказал, послать их всех на космическом шатле на Солнце. «Хронический оппозиционизм»? Да… все то же возвращение к пещерным временам!

Благодарю за ответы. И последний вопрос, который наверняка интересуют многих твоих российских фэнов, ты собираешься заглянуть к нам в Россию?

Что касается того, чтобы сыграть в России, думаешь, Путин хотел бы посетить панк-рок вечеринку? Я уверен, что Марио, Стивен, Димитрий, Дэззо, Билли, Стефан, Чак «The Duke» (прим. – Дуковски) вместе со мной хотели бы сыграть ускоренную версию песни «Дубинушка». «Эй, ухнем! Эй, ухнем!». Нас учили в школе петь следующую строки «Разовьём мы кудряву», «Эй, ухнем!». Мы учили народные песни и песни рабочих для празднования Первого мая, чтобы отдать дань уважения рабочим всего мира. Мы также пели песню японских шахтеров «Tanko Bushi», в которой была строка «Comma Yoey Yoey». Да, мы с радостью настроены сыграть в Москве! Но я просто шучу насчет того, чтобы сыграть панк-рок версию одной из самых популярных песен вашей страны.

Всего хорошего! Кит Моррис

 

Вопросы задавал Андрей «Acid Zombie» Маняхин

Перевод Эмилии Гаджиевой