Знай своих героев: Патти Смит

Патти Смит — одна из самых ярких личностей в истории панк-рока. Не даром Легс Макнил, один из основателей журнала «PUNK» и один из авторов книги «Прошу, убей меня!», назвал её «крёстной матерью» этого жанра. Такое определение закрепилось за Патти, ведь оно идеально отражает её вклад в становление панк-рока.

На творчество певицы повлияли её увлечения в ранние годы. Её не понимали в семье и школе, и своё одиночество Патти топила в поэзии Артюра Рембо, музыке Боба Дилана, Джими Хендрикса, The Doors и The Rolling Stones. Увлечение поэзией и положило начало её карьере, хотя до этого Смит пробовала себя художницей и артисткой, вела «богемный» образ жизни. Свой творческий путь она начала после одного из концертов The Rolling Stones.

«Я видела всё будущее поэзии. Я правда видела его, чувствовала его, я так переживала, что едва не выскочила из собственной кожи: во мне проснулась вера, я захотела продолжать дальше»

По началу Патти читала свои стихи в Церкви Святого Марка. Однажды, встретив Ленни Кея в музыкальном магазине и обнаружив общую любовь к малоизвестным ранним течениям рок-н-ролла, она пригласила его аккомпанировать ей — и вскоре это стало обязательной традицией. Позже к ним присоединился Ричард Сол.

В 1974-1975 годах сформировался состав группы «The Patti Smith», которой материально помогал знаменитый фотограф Роберт Мэплторп, любовник Патти. Когда к группе присоединился Джей Ди Доэрти, он привлёк внимание Клайва Дэвиса, президента лейбла «Arista Records». В конце 1975 года на свет появился первый альбом «The Patti Smith», «Horses». Впоследствии многие панк-рок музыканты говорили о том, что он сильно повлиял на них и их творчество.

Группа быстро набирала популярность. Патти сама знала, кому предложить послушать альбом — она отлично чувствовала людей и знала толк в шоу-бизнесе. «Патти знала, как завладеть вниманием аудитории и провести зрителей через каждый уголок своего сердца. Она поднимала их до небес — и бросала вниз, ловила на лету и опускала на землю,» — так говорил о Смит Джеймс Грауэрхольц, знакомый с ней ещё во время выступлений в Церкви Святого Марка с Ленни Каем.

Патти не всегда была довольна своим творчеством, впрочем, главное для неё — не чтобы цепляли тексты песен, перенесённые на лист бумаги. Главное — держать аудиторию, абсолютно контролировать слушателей. «Объединять людей в коллективное сознание» она училась у Билла Грэма и Адольфа Гитлера, «владевших чёрной магией».

Несмотря на то, что Патти Смит считала, что слова теряют силу, когда оказываются на бумаге, она выпустила несколько книг и сборников стихов. Её произведения «Просто дети» и «Я пасу облака» можно прочитать на русском языке. Вопреки взгляду на это самого автора, её стихи и проза в письменном изложении очень даже цепляют.

23 января 1977 года, выступая в Тампе на разогреве у Боба Сигера, Патти упала со сцены и сломала два шейных позвонка, что вынудило её на год оставить сцену. Смит спела «Давай, Боже, сделай первое движение!» — и закрутилась, она всегда исполняла небольшой балет в середине этой песни. «Патти кружилась и кружилась, она приблизилась к микрофону — и исчезла» — рассказывал Ленни Кай. По словам Джея Ди, падение сильно изменило её: «она осознала собственную духовность и некую духовную систему». В 1978 году Патти Смит вернулась в студию, но снова ненадолго — «Она стала задумываться, что в жизни полно прочих радостей, прикинь? И рок-н-ролл не стоит того, чтобы посвятить ему всю свою жизнь». Музыке она предпочла семейную жизнь с Фредом «Соником» Смитом, гитаристом из MC5. Когда панк-рок стал выходить из андеграунда, она, как и некоторые другие панки того времени, потеряла к жанру интерес.

Прежде чем уйти со сцены, «The Patti Smith» выпустила ещё один альбом — «Wave». «Если послушать «Wave», она всю запись прощается — это совершенно очевидно,» — констатировал Ленни Кай. Во время записи пластинки о том, что она последняя, знал только Тод Рандгрен. Больше никто, даже группа. Джеймс Грауэрхольц подвёл итог так: «Патти на самом деле сделала очень хитрую штуку. Она умерла в рок-н-ролле, при этом не умерев по-настоящему».

Патти Смит вернулась на сцену после смерти мужа и брата, в 1996-ом году. Смерть близких людей и нескольких кумиров сильно повлияла на её творчество, и теперь это уже не назовёшь панк-роком. В 2002-ом году певица покинула «Arista Records» и начала отношения с «Columbia Records». Несмотря на то, что звучание несколько ушло от панк-рока, «трёхаккордный рок-н-ролл и сила слова» остались невредимы.

12 марта 2007 года имя Патти Смит было внесено в Зал Славы Рок-н-ролла, награду певица посвятила Фреду Смиту. В настоящее время Патти всё ещё выступает.
О Патти говорят как о, возможно, самой главной женщине в истории рок-н-ролла; её музыку называют тем Искусством, которое рождается всего один-два раза за столетие. Патти Смит была панком тогда, когда панк ещё не родился, и сейчас её творчество всё ещё остаётся вершиной.

Автор текста — Арина Крючкова