Путеводитель по ска-панку от Бая и Дацента

В преддверии московского концерта Distemper, посвященного 27-летию группы, PUNXLOVE наведался в гости к Баю и Даценту. Вместе с ними мы посмотрели клипы нескольких ведущих ска-панк групп, промыли им косточки и весело провели время.

Бай: Я познакомилcя с The Mighty Mighty Bosstones в начале 90-х. Моя любимая группа до сих пор. Почти все виниловые пластинки у меня есть, а помимо этого 102 штуки разного мерча группы: маек, рубашек, курток, бейсболок, даже трусы есть!

Дацент: Там есть экземпляры, которых вообще больше ни у кого нет.

PUNXLOVE: Cейчас есть разные interpunk’и, интернеты, а как добывался мерч в суровые 90-е?

Бай: Нуууу… Кто-то где-то откуда-то привозил, находили на старой Горбушке…

PUNXLOVE: А фишку с дог-денсером вы, получается, подглядели у The Mighty Mighty Bosstones?

Бай: Нууу… Скорее всего нет. Потому что этот элемент у многих используется, но у большинства, в отличие от The Mighty Mighty Bosstones, он используется очень редко, не на каждом концерте, в основном на больших фестивалях. Например, у Less Than Jake и Voodoo Glow Skulls. Использовать дог-денсера мы начали почти одновременно с этими командами.

PUNXLOVE: По моему, The Mighty Mighty Bosstones так и не доехали до России…

Бай: Нет. Ценник очень большой.

Дацент: Я не такой большой фанат The Mighty Mighty Bosstones. Группа культовая, потому что стирает стереотипы: первая группа, которая совместила ска с хардкором, так как вокалист и басист до этого играли хардкор.

Бай: То есть можно сказать, что The Mighty Mighty Bosstones стояли у истоков Бостонской хардкор-сцены.

Дацент: Поэтому ска и хардкор для нас — это стили, которые идут параллельно, культуры очень похожи. В целом The Mighty Mighty Bosstones — группа культовая, достойна уважения, и другой такой группы больше никогда не будет, потому что не будет такого же подъёма ска, как во времена зарождения этой группы.

PUNXLOVE: Вы тоже начинали как хардкор\кроссовер-трэш группа. Почему решили уйти в ска?

Бай: Мы играли хардкор/кроссовер/треш — всё подряд. Когда мы начинали, никто из нас не знал про такую музыку, как ска. В те времена, в отличии от наших дней, музыка распространялась из-под полы, в основном heavy metal — кроме него не было ничего.

Бай: Нууу… Группа очень своеобразная, они наяривают на дудках постоянно, основа у них дудочная. Они раскрутились, когда были группой Catch 22. Мне они нравятся как раз времён Catch 22.

Дацент: Для меня заурядная группа, ничего особенного нет. Не настолько культовая, как The Mighty Mighty Bosstones, или, например, Fishbone, или легенды нью-йоркской сцены второй волны ска. Streetlight Manifesto — обычная ска-панк группа, которых в своё время были десятки в каждом городе Америки.

Бай: На фоне всех остальных она выделяется, как и Voodoo Glow Skulls, яростными дудками постоянными. По поводу клипа могу сказать: я его видел один раз, когда он только вышел. Тут анимация — не моё.

Дацент: Это группа одного времени, которая не оставила достаточный след, чтобы её помнили нынешние фанаты ска-панка. Но, кто увлекается этой сценой глубже, тот безусловно знает о существовании данной группы.

Бай: Если сравнивать с американскими группами, то, например, Less Than Jake в Америке гораздо популярнее, чем Streetlight Manifesto.

Дацент: Streetlight Manifesto — хорошая заурядная группа, ничем не выделяется, но и не говно (улыбается).

Бай: Группа одна из самых первых, оттуда вышел почти весь Rancid. Группа культовая и сейчас, а тогда была группой №1.

Дацент: По музыке мне они, опять же таки, не так нравятся, но группа культовая, историческая, поэтому её нужно знать обязательно.

Бай: Когда в 90-х узнали про эту группу, то конечно, фанатели от них.

Дацент: Про Rancid тоже не могу сказать, что это супер-группа по музыке, но это такая жа культовая группа и её знать нужно.

PUNXLOVE: В каком году вы познакомились с Operation Ivy?

Бай: Точно сказать сложно. В середине 90-х.

Дацент: Были 5 лет, во время которых ска и ска-панк музыка обрушилась в Россию огромной волной.

Бай: Мы не просто ждали, когда станет известно о какой-нибудь группе. Мы всегда интересовались музыкой, сами искали новинки. На Горбушке знали, что я покупал новую музыку, и когда не знали, что за группа, сразу мне несли.

PUNXLOVE: По мнению большинства, именно вы подняли волну ска-панка в России.

Дацент: Зародили интерес, вернее. Это вошло в моду и стало действительно интересно. Любая музыкальная субкультура вызывает интерес. Для того она и создана, чтобы противопоставлять обыкновенной массовой культуре, мейнстриму. Но и субкультура может попасть в мэйнстрим и быть коммерчески успешной, но это не значит, что субкультура — это говно и нищета. К примеру, Madness, No doubt — это изначально субкультурные группы. С появлением интернета совковый занавес стал спадать, и первое, что в тот момент обрело массовый интерес — это рэп-культура и панк-культура, с вытекающим оттуда ска. И, хотя ска не имеет прямого отношения к панк-культуре, интерес к ска вызвала именно поднимающаяся волна интереса к панк-культуре.

Бай: Их тоже услышали примерно в середине 90-х.

Дацент: Я могу сказать, что в отличие от Operation Ivy и The Mighty Mighty Bosstones, в кассетном плеере я их заслушивал до дыр. Меня прикалывала энергетика, это и не ска, и не панк, а что-то на стыке. Группа, которую ни с кем не перепутать. И по саунду и по подаче, пусть они не самые академические, иногда неприятные на слух для обывателя, но они реально отличаются от всех, а это гораздо важнее, чем всем нравиться.

PUNXLOVE: Удалось побывать на их концерте пару лет назад в Москве?

Дацент: Да, конечно. В Plan B я был на их концерте и вообще помню видеокассету с фильмом о Voodoo Glow Skulls, у них там настоящий DIY, домашний офис, в свободное время от того, что он забивает концерты, он катается на водном мотоцикле, мне это очень понравилось и я подумал, что почему бы не стремиться к такому образу жизни. Опять же эти люди без всяких продюсеров занимаются своим продвижением. Прикольная группа, на них стоит обратить внимание, они выделяются из всей третьей волны ска.

Бай: С возрастом они тоже стали более вялой группой, если честно.

Дацент: Ну да, и в Plan B они выдали не очень много экстрима, но для меня эта группа отличная и иногда прямо хочется её послушать.

Бай: Одна из самых культовейших групп в Америке.

Дацент: Как по мне, так эта группа стоит на грани с мейнстримом, грув с элементами даба, у них своеобразный саунд, который отличается от стандартного ска и ска-панка, который привыкли видеть в Америке или других каких-то странах.

Бай: Это же торчки. Они постоянно укуренные в жопу (улыбается).

Дацент: Музыка более чистая, простая, более направленная на обывателя, похожа на рэгги чем-то, мне они нравятся гораздо меньше, чем Voodoo Glow Skulls и The Mighty Mighty Bosstones, а их излишняя слащавость немного даже раздражает. Люди живут в такой местности, где такая музыка напрашивается, им даже рубиться не хочется.

PUNXLOVE: То есть  за их творчеством особо не следите?

Дацент: Нет, мы следим, просто это не та группа, от которой мы прёмся. Siblime это та группа, за которой следить не нужно, она и так у всех на виду.

Бай: Да, это практически стадионная группа.

Бай: Моя любимая группа номер два после The Mighty Mighty Bosstones, это группа номер один в Японии из ска-панк групп, соответственно, тут можно что угодно говорить.

PUNXLOVE: Чем они тебя так цепляют?

Бай: Цепляют музыкой, мне она очень близка, Kemuri пропагандируют позитивное мировоззрение, которое пропагандируем по своему и мы.

Дацент: Группа вывела японский ска-панк на мировую сцену. Kemuri это группа международного уровня, соответственно, музыка их построена так, что бы во всем мире ее понимали. Такой вот международный японский ска-панк. Благодаря Kemuri многие заинтересовались и открыли для себя десятки групп, сейчас мы общаемся с девченками из группы OreSkаBand , они очень прикольные и веселые, нормально себя там чувствуют.

Бай: Группа появилась в те же времена ,что и Less Than Jake, к примеру, они все дружат и в Японии и в Америке.

Дацент: Группа сделала рывок на международную сцену, но в тоже время осталась собой, такая группа могла появиться где угодно, в том числе и в России. Если бы у нее половина песен не была на японском, мы бы могли и не догадаться откуда она. Я недолюбливаю такие группы, как Talco, к примеру, потому что они используют свой фолклор, волынки и прочее.

PUNXLOVE: То есть ты кельтик-панк не любишь?

Дацент: Нет , абсолютно.

Дацент (смотрит клип): Ну молодежь живет в Америке вот так. Мы такие вот, снимаем клип у себя во дворе. Показываем свой образ жизни. В свое время были кассеты с подобными клипами — Blinl-182, Green Day и прочие. Я бы не сказал, ска панк это или не ска-панк, обыкновенный американский тинэйджерский рок с дудками. Получили популярность на волне популярности ска-панка, хотя и от него тут практически ничего не осталось. Обычные, заурядные, для себя ничего интересного я не вижу. Третья волна тем и ценна, что максимально отошла от истоков ска.

Дацент: Группа крутая! Это действительно топ и яркий пример того, как из говна можно сделать конфетку. Они стоят на своем много лет играют одно и то же, имеют достаточную популярность, их знают во всем мире и на своих концертах собирают достаточно народа. А что еще надо? Возможно, они даже более успешные, чем The Mighty Mighty Bosstones, хотя менее культовые. Группа, каких были десятки, но почему-то именно она стоит во главе движения.

PUNXLOVE: Слышали, что они линейку острых соусов выпустили?

Дацент: Ну а почему бы и нет? Если популярность позволяет заниматься всякой хуйней, то почему бы и нет?

Бай: Сейчас многие панк-музыканты открывают всякие пончиковые, у них почему-то популярны именно пончиковые.

Дацент: А у нас популярно крафтовое пиво, мы все это знаем (смеется).

Друзья! Мы приглашаем вас самый долгожданный концерт этой осени! 16 сентября Distemper отметят свой день рождения большим сольным концертом в московском клубе «RED». Окунитесь с головой в брутальный позитив! Вы не пожалеете!

Билеты —  https://ponominalu.ru/event/distemper

Над материалом работали — Павел Макаров, Дим Енг, Валера Абдукаев, Паша Рогозин