Володя Котляров (Порнофильмы): О «Русской Мечте» и вдохновении

Володя Котляров (Порнофильмы) любезно согласился обсудить с нами альбом-дилогию «Русская Мечта», поэзию, политику радиостанций и прочие темы. Володя настолько развернуто и полно отвечал на наши каверзные вопросы, что мы приняли решение разделить интервью на две части, так как текста действительно получилось очень много. Вторую часть интервью мы опубликуем завтра. Следите за новостями!

Обложки обеих частей альбома «Русская Мечта» имеют общий сюжет. Расскажи о ее концепции. Кто этот человек с головой-телевизором и чемоданом денег в руках?

Обложка отражает дух нашего времени, неотъемлемым атрибутом которого является культ потребления. Рухнул СССР, все что можно распилили, разворовали, сломали и пропили. И вот среди руин, бывших некогда «несокрушимой» империей рождается новое поколение, вскормленное химическими сладостями трансконтинентальных корпораций, воспитанное телевизором и развращенное интернетом. Большинство, заканчивая школу, не хочет получить какую-то профессию и приносить пользу людям. Они не хотят менять мир. Все, чего они хотят — надеть корпоративную униформу и любыми способами пробраться к кормушке. После нас – хоть потоп. На обложке мы видим типичного представителя этого пустого поколения, облаченного в офисную спецодежду, который верхом на крысе, символе окружающей его нищеты и разрухи, едет к своей Русской Мечте – мечте жирно жить, ничего не создавать, безлимитно потреблять и получать примитивные удовольствия. Вместо головы у этого человека телевизор, потому что с самого детства он интенсивно прозомбирован. На фоне, в качестве декораций этого безумия, мы можем увидеть церковные купола и нефтяные вышки. На второй обложке мы видим, как крыса пожрала своего хозяина. Справедливый и логичный финал.

Ты считаешь обе части альбома единым целым или же каждая пластинка — это отдельное и законченное произведение?

Безусловно, обе части – это две стороны одной пластинки, или кассеты. Кому как нравится. Это один полноформатный альбом. Все песни имеют одинаковый звук. Их объединяет одна концепция. Записаны они были единовременно летом 2015 года. Первая половина была представлена публике в сентябре, вторая была готова и лежала на полке до февраля 2016 года.

«Песенка О Позабытых Министерством Доброты» единственная акустическая композиция на дилогии «Русская Мечта». Что побудило разбавить ревущие гитары такой лирической песней?

Эта песня была помещена на альбом интуитивно. Она, как многоточие, поставленное в конце. Вообще, я пишу много стихов и песен, и, как минимум, половину трудно уместить в рамки творчества группы «Порнофильмы». Всё-таки, «Порнофильмы» – это панк-рок. Простой, понятный, энергичный. У группы свои творческие задачи, свой сформировавшийся музыкальный почерк. Здесь были бы просто не уместны песни, которые по своей стилистике ближе к бардовским, авторским или дворовым. Впрочем, иногда мы помещаем на альбом композиции, выходящие за рамки панк-рока и обнажающие другие грани нашего творчества. Кому-то это не нравится, кому-то нравится. В любом случае – всё это наше, всё это мы. Иногда нам самим очень интересно показать аудитории, что рамки нашего созидания гораздо шире, чем она могла увидеть и услышать ранее. Всё сказанное, впрочем, не так важно. «Песенка о позабытых Министерством Доброты» появилась на альбоме, потому что мы почувствовали такую необходимость. Интуиция сказала, что надо вот так. Есть вещи, которые не просто описать словами. Ты просто чувствуешь, что именно этого здесь не хватает. Каждая песня – это образ. Порядок песен – это логически выстроенный ряд из образов, настроений, букетов эмоций, переживаний. Последняя песня – завершающий штрих. Она закрывает ряд, но говорит, что это не конец. Она окно, в которое можно посмотреть и увидеть, что многое осталось за кадром, осталось несказанным. Она оставляет слушателя наедине с самим собой и предлагает ему немного подумать, прислушаться к себе. А вообще, забудьте всё, что я сейчас сказал. Просто послушайте! Мы уверенны, песня сама расскажет о себе гораздо больше!

Эпопея с двойным альбомом подошла к концу. Чем займетесь дальше?

Наш тур официально завершен. Планов очень много! Мы начинаем работу над новым альбомом, выход которого намечен на 2017 год. Также у нас идет подготовка к осеннему туру, который для нас станет рекордно долгим. Группа не может совсем ничем не заниматься. Работы как всегда очень много.

Если бы в мире не было тех проблем, о которых ты поёшь, о чём бы тогда были ваши песни?

Как я уже говорил, мы, как творцы, являемся ретрансляторами коллективного бессознательного, преобразуя его в нечто частное, в котором, как в зеркале, каждый наш слушатель может увидеть себя и свои мысли. Если ситуация в мире улучшится, то поменяется и коллективное бессознательное. Поменяется и творчество, потому что, если произойдут перемены, мы точно также, как и все люди их переживем и будем обладать таким же жизненным опытом. Если мы сейчас говорим о группе Порнофильмы, одной из идей которой является обнажение актуальных проблем, то уверяю, проблем всегда будет много. К тому же группа развивается и расширяется ее репертуар. К переживаниям внешним, которые можно отметить в ранних песнях, добавляются и внутренние переживания, которые может испытывать человек без оглядки на проблемы снаружи. В нашем репертуаре появились такие песни, как, например, «Про Любовь Для Рабочего Района» или «О Позабытых Министерством Доброты», в которых ни слова о политике, ни слова об общественных проблемах. Исключительно мои персональные переживания. Тем не менее, эти песни являются одними из тех, что и мы, и публика, называют удачными. Мы считаем, что песни должны быть разными. К тому же есть еще огромное количество идей для новых песен. Есть куда расти, как говорится!

С какими трудностями вы столкнулись во время тура в поддержку «Русской мечты»? Будут ли учтены и устранены все недочёты, которые вы выявили, во время следующего тура?

Мы не учли собственные физические возможности. В частности, моя голосовые связки не были готовы петь по 6 концертов подряд. К тому же никто не предполагал, что вся группа переболеет ангиной. Представь ситуацию, когда ты ушатал связки шестым концертом подряд и как бонус вечером у тебя воспалились гланды и температура 39. Увы, один из концертов – в Уфе – пришлось тогда отменить, чтобы, отлежавшись, спасти остальные. Также мы были неприятно удивлены техническим оснащением по меньшей мере половины клубов, в которых играли. На это мы тоже не рассчитывали и в какие-то моменты жалели, что не взяли с собой в тур некоторые свои девайсы, которые бы помогли улучшить звук на том или ином выступлении. А еще я понял, что мне не нужно было брать из дома как минимум половину вещей!

Как думаешь, какие песни со второй части РМ станут абсолютными хитами?

По собственным ощущениям, как автор, скажу, что это «Велосипед», это «Песенка О Позабытых Министерством Доброты», это «Не доверяйте правительству!». Еще есть песня, вызвавшая неоднозначную реакцию у аудитории – «Папа, Не Пей!». Помню также, как многие нетерпеливо ждали появления в электричестве песни «Роди мне 1000 детей», которую я как-то спонтанно исполнил во время одного из эфиров на питерском радио.

Посещали ли тебя когда-нибудь мысли о сольной карьере вне группы?

Когда-то могло такое быть. Когда у меня не было группы. Я хотел записывать все самостоятельно, как Летов. Еще был период, когда я увлекался электронной музыкой. Ха! Еще мне говорили, что мне надо идти в стэнд ап! Неоднократно задаются вопросы, не учился ли я в театральном? Пользуясь случаем, отвечу – нет, но, если бы у меня не было группы, я был бы рад получить такой опыт! Кроме того, можно ли считать сольной карьерой мои публичные чтения стихов? Карьера ли это вообще? Ну, а если серьезно, то есть несколько вещей, которые мне интересно было бы когда-нибудь в будущем воплотить. Речь не идет о том, сольно ли это, или нет. Просто в рамках творчества группы Порнофильмы эти вещи бы казались совсем неуместными, лишними. Люди бы натурально сказали: «Да эти Порнофильмы уже совсем ёбнулись!». Ну так вот. Первое и самое важное – сборник стихов. Я медленно, но верно к этому иду. В свободное от группы время. Хотя его почти нет. Второе, мне действительно интересно актерское мастерство. Но для этого мне потребовалась бы еще одна целая жизнь, которую бы пришлось посвятить этому непростому делу. А вообще, я бы с удовольствием сыграл бы в театре. Или в кино. Исключительно ради получения такого бесценного опыта. Еще я хотел бы записать два альбома. Один – состоящий из лучших моих стихов. Второй – песни под акустическую гитару, в жанре авторская или дворовая песня. Дело в том, что у меня есть какое-то количество таких песен и они испортят репертуар Порнофильмов.

Давай пофантазируем: как создать идеальную атмосферу для написания шедевра?

Перебирая сейчас в памяти все ситуации, во время которых я написал все наши хиты, я не могу ответить на этот вопрос в полной мере. Они совершенно не похожи. Что-то я написал в момент сильнейшего душевного потрясения. Залпом. Для других песен приходилось в течении, скажем, полугода постоянно ловить определенное настроение, вводить себя в него, ходить в определенные места, пребывая в которых создается нужное ощущение, где своя атмосфера. Для других людей это обычный замусоренный пустырь за пятиэтажкой, а я, всегда проходя мимо него, погружаюсь в какое-то уникальное состояние. Там определенные запахи, определенные краски. Определенный воспоминания с этим местом могут быть связаны. У меня таких мест много. Другие песни написаны дома, в спокойной обстановке. Тут нет четкого правила. Вот есть одно наблюдение. Много хороших песен я написал на заводе, работая за станком. Всякий раз я и не думал о песне, я просто работал. Атмосфера была очень раздражающей. Громкий рев мотора, глупые начальники бегают мимо. И смена начинается в 5 утра. И вот, посреди всего этого ты стоишь и вдруг неожиданно в твоей пустой голове твой собственный голос говорит: «Отъебитесь от детей! Дети не хотят быть теми, кем когда-то мечтали, но так и не стали вы!» и такой просто объем информации об этом вдруг появляется в голове. Такая палитра эмоций, такие образы яркие. И тут же мысль – в первом куплете будет об этом, во втором об этом, в третьем об этом… Находишь листок, карандаш и быстро записываешь все, все ключевые слова, пишешь прозой, чтобы ничего не упустить, записываешь ноты чтобы не забыть мотив, который рождается в одну и ту же секунду со словами. В это время за спиной крики: «Блять! Вырубай станок!» Смотришь, упаковочная линия вся в джеме или в кетчупе. Ленту зажевало. Там я написал много хороших песен – «Отъебитесь от детей!», «Нищая страна», «Песня в пустоту». Почти весь альбом «Молодость и панк-рок».

Наверняка, ты хочешь что-то сказать своими песнями слушателям. Но есть те, кто не понимает метафор, аллегорий и т д. Какие главные тезисы несёт твоё творчество?

Мое творчество несет идею о том, что каждому необходимо критически мыслить, ставить под сомнения всё что тебе говорят, заниматься самообразованием, самостоятельно искать и анализировать информацию.

Можешь ли ты написать песню на «заданную тему»?

Могу, но эта песня не будет хорошей. Она даже может быть признана хорошей большинством, но для меня она не будет настоящей. На заданную тему песню будет писать левое полушарие. Она может быть складной, красивой, но это будет не то. А как сделать, чтобы в правое полушарие пришли нужные образы, когда вообще любое появление образов в нем для меня самого остается загадкой. Откуда в моей голове появилась песня «Отъебитесь от детей» со всеми ее многообразными образами, если я в этот момент крутил ручки на станке? На заданную тему можно написать что-то, если эта тема и самому тебе близка и тебе есть что сказать об этом. В таком случае, я сам эту тему и задаю внутри себя. А потом жду, когда какие-то подходящие образы появятся. Может так случится, что они не приходят несколько лет. То есть, есть интересная тема, и ты думаешь – необходимо написать об этом. Но пишешь ты через 2 года, когда вдруг ты эту тему неожиданно прочувствовал, погрузился в образы, поставил себя мысленно в определенную ситуацию, в определенное состояние. Все эти процессы, конечно же, сложно описывать словами. Оно просто как-то само происходит.

Вопросы задавала Анастасия Шанталь

Друзья! Мы приглашаем вас 18 и 19 июня в московский клуб «Дождь-Мажор», где группа «Порнофильмы» представит публике особенную, ретроспективную программу: ребята вновь оживят песни 2012-2014 гг. Вас ждет полное погружение в атмосферу андеграунда – стэйдждайвинг, прыжки с балкона, никакой охраны и фотопита полный контакт между музыкантами и слушателями, старые хиты! Программу концертов составят песни 2012-2014 года, выберет которые московская публика сама. Многие песни не исполнялись несколько лет, некоторые не исполнялись вообще. Такое точно пропустить нельзя!