Офицеры (фильм)

«Офицеры»
250px-%D0%9E%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82.jpg
Жанр мелодрама / драма
Режиссёр Владимир Роговой
Борис ВасильевКирилл Рапопорт
Алина ПокровскаяГеоргий ЮматовВасилий Лановой
Оператор Михаил Кириллов
Композитор Рафаил Хозак
Кинокомпания Центральная киностудия детских и юношеских фильмов М. Горького
Длительность 97 мин.
Страна 22px-Flag_of_the_Soviet_Union.svg.png СССР
Язык русский
Год 1971
IMDb ID 0067517

«Офице́ры» — советскийхудожественныйполнометражныйчёрно-белый фильм, поставленный на Киностудии им. М. Горького в 1971 году режиссёром Владимиром Роговы́м. Сюжет фильма основан на одноимённой повести советского писателя Бориса Васильева.

Премьера кинокартины в СССР состоялась 26 июля1971 года. В прокате фильм собрал около 53,4 млн зрителей[1].

Сюжет

События, показанные в фильме, происходят примерно с начала 1920-х годов до конца 1960-х. В России идет Гражданская война. Молодой курсант Алексей Трофимов по окончании училища направлен для прохождения службы в далёкий среднеазиатскийгарнизон. Туда он отправляется со своей женой Любой. В гарнизоне от своего командира Алексей слышит слова, которые впоследствии становятся для него судьбоносными: «Есть такая профессия – Родину защищать».

На новом месте службы Трофимов знакомится с Иваном Вараввой, молодым командиром. Вместе они участвуют в разгроме банды басмачейкурбаши Могабит-хана и пленении последнего. У Алексея рождается сын, названный в честь его погибшего командира — Егором. После Средней Азии пути друзей расходятся. Варавва отправляется учиться в военную академию и, прощаясь, просит об одном: чтобы Алексей и Люба назвали своего будущего внука в его честь — Иваном.

Воинская судьба бросает героев по горячим точкам. Следующее место службы — Китай, где Трофимов вновь пересекается с Вараввой, находящимся в качестве военного советника в рядах китайской армии, воюющей с японцами. Время идёт: Егор Трофимов растёт и мечтает стать офицером, Люба учится в медицинском, а её муж постоянно находится в командировках — в одной из них, в Испании, он получает ранение в спину.

Начинается Великая Отечественная война. Алексей и его сын отправляются на фронт, а Люба становится начальником военного санитарного поезда. На одной из станций её находит Маша Белкина — возлюбленная Егора. Она оставляет Любе её внука Ивана, так как сама отправляется радисткой на передовую и не может ухаживать за ребёнком.

На другой остановке, во время погрузки раненых, санитарный поезд попадает под атаку прорвавшихся к станции немецких танков. Раненые солдаты, кто может держать оружие, занимают оборону, чтобы задержать танки — и в критический момент им на помощь приходят наши танки. После боя Люба подписывает похоронки — и на фотографии, обнаруженной у погибшего танкиста без документов, она узнаёт своего сына.

В послевоенное время Герой Советского Союза Алексей Трофимов в звании генерал-майора командует Кантемировской танковой дивизией (той самой, где служил его сын). Его внук, Иван, определён в Московское Суворовское военное училище и красуется на доске почёта. Однако он не всегда безупречен. Однажды, находясь в увольнении, Ваня без разрешения направляется в зоопарк и, засмотревшись на бегемота, опаздывает в училище. За это он получает взыскание: его не отпускают в очередное увольнение и вместе с другими нарушителями дисциплины заставляют драить полы.

Алексей, приехав в училище, обнаруживает своего внука среди нарушителей и просится потолковать с ним. «Позор… Суворовец Трофимов… Если уж Вы ни в грош не ставите генерала, пощадите хоть бабушкины нервы», — говорит Ивану Алексей. Ваня, не сдержав слёз, сообщает, что у него два наряда. Алексей приказывает ему «отставить сопение» и по форме доложить, что произошло. Иван признаётся, что опоздал из увольнения потому, что смотрел на бегемота.

Алексея вызывают в Министерство обороны к одному из начальников управлений. Им оказывается Варавва — уже в звании генерал-полковника, дважды Герой Советского Союза, назначенный руководить управлением. Варавва предлагает Алексею заканчивать активную службу и переходить на преподавательскую работу в Москве. Алексей не торопится с ответом, ведь ему дорога эта дивизия — в ней воевал Егор. Посоветовавшись с сидящей на скамеечке Любой Алексей оставляет последнее слово за ней. Люба решает остаться в дивизии. Варавва знакомится с внуком Алексея и узнав, что тот является его тёзкой, едва сдерживает чувства.

В конце фильма третьему поколению семьи Трофимовых — внуку Ивану, уже взрослому капитану ВДВ, «приказом министра обороны СССР за образцовое выполнение служебных обязанностей и проявленное при этом мужество и героизм, умелое воспитание и обучение личного состава подразделения» досрочно присвоено воинское звание майора.

Также показана героическая смерть его родителей на войне и кадры из боевой молодости Трофимова и Вараввы, вперемешку с фрагментами документальной кинохроники.

История создания

Инициатором создания фильма был тогдашний министр обороны СССРАндрей Антонович Гречко, основная идея фильма ему виделась следующим образом: «Мне нужен фильм о жене офицера — в основе, и двое героев рядом». Считается, что ставшие впоследствии крылатыми слова «Есть такая профессия — Родину защищать!» были сказаны именно им[2]. Фильм заказывался как рассказ о нелёгкой жизни офицерских жён.

Сюжет фильма основан на одноимённой повести советского писателя-фронтовика Бориса Васильева. Она была написана в 1970 году и с тех пор выдержала множество переизданий[3]. Первоначальный вариант сценария был рассчитан на две серии; первая серия должна была захватить период «Большого террора» и окончиться арестом и тюремным сроком главных героев, во второй серии с началом Великой Отечественной войны их выпускали, чтобы отправить на фронт. Однако киностудия не согласилась на двухсерийный вариант, а Васильев не хотел сам сокращать сценарий и предложил переделать его Кириллу Рапопорту[4][5].

…в окончательном варианте «Офицеров» есть накладка: ну как это — два генерала, ровесники и друзья детства, встречаются, и вдруг один с изумлением: «Ты?!» Почему он удивляется, что друг-то здесь, что он жив? Или эти друзья-генералы не интересовались судьбой друг друга? Да просто оба сидели — и оба уцелели в той мясорубке. Вот чему он удивляется…

Интервью Б. Васильева журналу «Медведь»[4]

Для Владимира Рогового картина стала дебютом в качестве режиссёра. Борис Васильев предложил на главную роль в картине Георгия Юматова. Режиссёр сначала отказывался. У Юматова была плохая репутация сильно пьющего человека, который мог сорвать съёмки. Однако Васильев поручился за него[6].

Кроме этого, между Лановым и Юматовым были очень натянутые отношения. Ещё в 1950-е годы Юматов мечтал сняться в фильме «Павел Корчагин», но вместо него тогда на роль взяли Ланового. На съёмках «Офицеров» актёры помирились.

Многие члены съёмочной группы сами прошли через войну. В сцене, когда после возвращения Алексея из Испании жена видит у него след от ранения на спине, этот след настоящий — Юматов был ранен во время Великой Отечественной войны[7].

Съёмки фильма проходили по всему Советскому Союзу: в Москве, Подмосковье, Калинине, Севастополе (железнодорожная петля возле Инкермана), Ашхабаде. Одна из самых известных сцен возле некоего военного ведомства, где находился кабинет генерала Вараввы, на самом деле снималась возле центрального входа на химфак МГУ на Ленинских горах.

По сюжету фильма, внук Трофимовых — Иван — выбрал службу в ВДВ. Этот факт в сценарий фильма был внесён по просьбе генерала армии Василия Маргелова, в то время — командующего ВДВ. По его же инициативе в фильме появились кадры учений с участием ВДВ.

В фильме снимались

Алина Покровская и Василий Лановой на вечере, посвящённом 40-летию выхода фильма «Офицеры». ЦАТРА, 2012 год

Эта страница в последний раз была отредактирована 27 февраля 2021 в 11:19.

отзывы: оценки: рейтинг: 537

525 мая 2011

отзывы: оценки: рейтинг: 151

35 апреля 2012

отзывы: оценки: рейтинг: 1

Встречаются герои после войны. Когда конкретно? Тоже легко локализуется. Ивану Трофимов 12-13 лет. Родился он в 1941 году. Значит встреча – после мая 1953 года.

Я, конечно, знаю, что и в Российской империи, и в Советской России, всегда отмечали преобладание среднего командного состава над младшим, но вот чтобы за годы войны не поинтересоваться судьбой друга, не верю. Не в таких они (по фильму) чинах, чтобы затеряться. И найтись после смерти Сталина.

Так что, в финальной встрече, нам встречаются два офицера пережившие сталинскую мясорубку и войну. Но догадаться об этом кинозрителю очень сложно – есть только момент недосказанности: как же так случилось, что генерал – майор, комдив, и ГСС, ничего не знает о генерал-полковнике, дважды ГСС, скорее всего одного из зам.министра обороны (назначение начальниками военными академий ниже не курируется). Да потому что на первый взгляд, оба считали, что друга нет в живых. И, скорее всего, Варавва, когда восстанавливали в армию, «посоветовали» взять другую фамилию. Что тот и сделал.

Что уже не так все елейно?

Давайте дальше, чуть глубже «копнем».

а теперь давайте представим, обладая этими знаниями, как на самом деле должен был трактоваться эпизод с вызовом Трофимова в здание МО.

Сцена за кадром: на дворе 1953-54 год. Смерть Сталина, стремительное возвышение Берии и столь же стремительное падение. Чистка мгб-шников, партийное руководство явно боится военного переворота и приход хунты к Власти.

Командира Кантемировской дивизии вызывают в Министерство Обороны, один из новых зам. министра. Допустим его фамилия — Иванов.

Исходя из этой сцены, надо пересматривать и весь фильм, и взаимоотношение между героями.

224 февраля 2016

отзывы: оценки: рейтинг: 93

Один из лучших советских фильмов о кадровых военных, об офицерах. Образы героев прописаны так тщательно и с такой любовью, что полюбить и не сопереживать им просто нельзя.Музыка вписана в ленту просто превосходно. Великолепный актёрский состав. Рекомендую для просмотра всем.

21 декабря 2013

отзывы: оценки: рейтинг: 19

Из всех советский (и не только советских) фильмов о войне «Офицеры» В. Рогового выделяются и пленяют не патриотизмом, не жестокостью происходящего и не подвигами народа русского, а бытовой эпичностью сюжета, который можно описать как историю одной офицерской семьи, поделенную на несколько глав-фрагментов из жизни. Каждая глава — короткий яркий и завершенный рассказ, короткометражка, достойная отдельного фильма.

… Средняя Азия. Командир спасает юную девушку от басмаческой пули, прикрыв своей грудью и отдав жизнь… Солдат бежит по крыше военного поезда, спрыгивает, яростно рвет цветы, поезд мчится что есть мочи, но солдат успевает запрыгнуть в вагон и отдать букет женщине, которая только что родила на свет сына…. Летний Севастополь, молодой человек пускает солнечных зайчиков в окно своей возлюбленной, к которой приехал после долгой разлуки. По радио передают важное правительственное сообщение. Началась война.

Художественную подлинность этим маленьким историям добавляет черно-белая пленка, которая будто документизирует происходящее, придавая ему тот драматизм, возникающий, обычно, если глядеть в прошлое из настоящего. Увы, фильм был раскрашен несколько лет назад во время вспыхнувшего помешательства связанного с колоризацией всех подряд советских фильмов. Но только если некоторым (например, воздушному «В бой идут одни старики» и «Девчата») это пошло на пользу, то выразительность других фильмов («Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на плющихе» и т. д.) заметно упала.

«Офицеры» в чем-то женское кино, и дело тут не только в героине-женщине, вокруг которой, в общем-то, и крутятся все события (даже когда начинается Великая Отечественная война, зритель видит лишь Алину Покровскую в образе начальницы передвижного госпиталя). Дело в мастерски переданной параллели между любовью к родине и любовью к одной единственной женщине. Помимо этого «Офицеры» — безысходно-жизнеутверждающий фильм, вереница его коротких историй, вырванных из жизней, говорит о том, что все меняется, за одним событием идет другое, а уж каким оно будет, хорошим или плохим — как повезет, главное что потом все равно наступит что-то новое.

113 мая 2015Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/офицеры_(фильм)
  • https://www.afisha.ru/movie/167432/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий