Содержание
- 1 Всего лишь цель или реальность?
- 2 Улучшения корабля
- 3 Скафандр
- 4 Прилет Шарль де Голля
- 5 Угрозы космоса
- 6 Шаги к открытому космосу
- 7 Неприятности в полете
- 8 Пора домой
- 9 Спасение
- 10 Триумф страны – триумф человечества!
- 11 Идея
- 12 Экипаж
- 13 Тренировки
- 14 Неудобные скафандры
- 15 Показательный спектакль
- 16 Неприятность перед стартом
- 17 Выход в космос
- 18 ЧП на спуске
- 19 Спасательная операция
03:43 18.03.2020
Манящая бездна, будоражащая чернота и начало мироздания. Как только люди не называли космос, но суть всегда была одна – человек хотел попасть в него. Первый выход человека в открытый космос стал главной целью для цивилизации, освоившей новейшие технологии. И вот 18 марта 1965 года мечта превратилась в реальность. Алексей Леонов, находясь на космическом корабле «Восток» шагнул в бездну и оказался от Земли так далеко, как не удавалось никому из людей того времени. Но какие события предшествовали этому?
Всего лишь цель или реальность?
С тех пор, как Юрий Гагарин стал первым в космосе, началась всемирная космическая гонка, главными участниками которой стали США и СССР. За несколько лет обе державы отправили в космос по три корабля и теперь дело оставалось за малым, но чрезвычайно важным шагом — выйти в открытый космос. И на пути к решению этой задачи вставало множество проблем, которые понимали страны и пытались их решать.
Первое, что побуждало к достижению цели – проблема возможного ремонта космических кораблей, который придется выполнять снаружи. Было очевидно, что никто кроме космонавтов не сможет справиться с этой задачей, а значит, требовалось разработать систему, позволяющую без риска осуществлять подобные работы. Выход человека в космос был единственный вариантом. СССР поручило эту задачу Королеву, а главным исполняющим специалистом стал Алексей Леонов. Для решения задачи был использован модифицированный корабль «Восток» и специальный скафандр. К 1965 году уже было все готово и осталось сделать лишь последние шаги.

Улучшения корабля
Первый выход в открытый космос был бы невозможен без надежного космического корабля, который смог бы находиться в космосе длительное время и принять на борт сразу нескольких космонавтов. Этим кораблем стала вторая версия «Восход», на котором ранее уже летало трое космонавтом: Комаров, Феоктистов и Егоров. Но на тот момент им было настолько тесно в кабине, что пришлось не надевать скафандры, что грозило мгновенной смертью в момент внезапной разгерметизации корабля. Новая версия получила надувной шлюз и свободное место для полета двух человек. Как только совершалась посадка, надувная камера отделялась и корабль садился.
Но риск все равно оставался, так как времени было все меньше и США буквально наступали на пятки, пришлось решаться на запуск корабля без проверки всех систем. Ситуацию усугублял тот факт, что ровно за месяц до старта Леонова была по ошибке уничтожена копия корабля, совершавшая беспилотный полет. Виной всему – команда на самоуничтожение. Первый выход человека в космос мог и вовсе не состояться, но Королев и Келдыш (глава научной академии СССР) посоветовались с космонавтами и решили, что запланированный полет случиться ровно в срок.
Скафандр
Улыбка Леонова, запечатленная в скафандре, расположенном в музее космонавтики, сразу же облетела все газеты мира, но усилия, скрытые за ней, не были видны никому. Все дело в том, что для полета разработали скафандры под кодовым названием «Беркут». Инженеры добавили дополнительный слой герметичной оболочки и поместили за спину космонавта ранец с системой обеспечения жизнедеятельности. А для улучшения светоотражающий свойств был изменен традиционный оранжевый цвет, на замену которому пришел белый. Все эти новшества серьезно утяжелили и без того массивный доспех, доведя его до цифры в 100 кг.
Тренировки космонавтов проводились в скафандрах. И тут выяснились глобальные недоработки. Система жизнедеятельности работала исправно, но крайне слабо, из-за этого подачи воздуха не хватало и при любых движениях, человек испытывал слабость и начинал усиленно потеть.
Стоит прибавить к этому неудобство самой конструкции, из-за которой, для простого сжатия кулака требовалось напрячься и сделать усилие в 25 килограмм, так сразу становится понятно, что первый космонавт в космосе испытывал не самые лучшие чувства. Лишь для совершения самых простых движений, требовались постоянные тренировки, поэтому космонавты часто работали на износ, но не останавливались перед своей целью. Стоит отметить, что коллеги считали Леонова наиболее сильным и выносливым из всех, именно это сделало его ключевой фигурой в эксперименте.
Прилет Шарль де Голля
Для того чтобы космонавты вышли в открытый космос проводились ежедневные тренировки, в разгар которых прилетает Шарль де Голль и Хрущев загорается идеей похвастаться достижениями страны и показать Франции, как происходит отработка выхода. В этот момент, космонавты поняли, что в состав экипажа войдут именно те, кто будет участвовать в «спектакле». И тут случается то, что стало поводом для многолетних обид Хрунова на Гагарина. Последний решил заменить Хрунова на Беляева и никак не пояснил свои мотивы.
Позднее, он рассказал, что Беляев должен был получить последний шанс для полета в космос, а молодой и амбициозный Хрунов еще неоднократно получит возможность сделать это в своей дальнейшей жизни. К тому же, именно Беляев гораздо лучше подходил Леонову с точки зрения психологической совместимости. Но факт остался фактом – обида была серьезная.
Угрозы космоса
Те, кто первые вышли в космос были заранее предупреждены обо всех возможных опасностях, которые ожидают их на пути к заветной цели. Это и возможность потерять связь с кораблем, и вероятность столкновения с космическим мусором, коего было навалом уже тогда, а также самое неприятное – смерть от нехватки кислорода и невозможность вернутся на корабль. Также сохранялись такие неприятные исходы, как перегрев, переохлаждение и отравление радиацией. Но космонавты и руководство твердо стояли на своем и упорно двигались вперед к достижению общемировой мечты.
Стоит отметить, что выход Леонова в открытый космос был также опасен и непрочностью конструкции, связывающей его с кораблем. Он был привязан крепкой веревкой к двум карабинам, один на нем, второй на палубе, только это позволяло ему вернуться обратно. Ракетных ранцев тогда еще не придумали.
Опасность столкновения с обломками никто не воспринимал всерьез, так как на тот момент в космосе побывало лишь 11 спутников и несколько кораблей, от которых остался лишь мелкий космический мусор, сгорающий в слоях атмосферы.
Шаги к открытому космосу
Космос до сих пор остается крайне малоисследованной и опасной областью, но на 1965 год, только самый ленивый скептик не выдвинул собственную теорию, касательно провала советской миссии по выходу в открытый космос. Многие люди говорили про невозможность сделать шаг за пределы корабля, а в случае если Леонов выход в открытый космос сделает все-таки, то моментально приварится к летательному аппарату или сойдет с ума. И правда, трудно было представить, что способна сделать неизведанная стихия с маленьким человеком, и каждый шаг мог стать роковой ошибкой и провалом СССР, но проверить догадки могла лишь практика.
Страстей добавлял и факт отсутствия любых спасательных систем, которые на тот момент, еще никто не придумал. Единственная мера экстренной безопасности заключалась в разрешении открытия люка, в который можно было высунуть руку. Но Леонов и Беляев космонавты СССР не испугались никаких трудностей и, как только корабль смог выйти на орбиту, Леонов приготовился к выходу. Наступил роковой час, космонавт оттолкнулся от корабля и плавно оказался в открытом космосе. Вопрос «кто первым вышел в открытый космос?» получил однозначный ответ. СССР!
Неприятности в полете
Как только Леонов покинул корабль, его пульс равнялся 164 ударам в минуту и все находилось под контролем. Он отплыл от корабля на метр, потом вернулся, а после максимально отдалился от борта, развернулся к камерам, в онлайн режиме транслирующим все происходящее, и помахал рукой человечеству. Левитан зачитал сообщение и доложил «Беляев и Леонов в космосе». Прошло 12 минут и 9 секунд. Настало время возвращаться, а неприятности только начинались.
Дело в том, что подготовка космонавтом включает отработку различных вариантов непредвиденных ситуаций. Леонов постоянно говорил, что отработай хоть 1000 вариантов, обязательно случиться 1001. Так и получилось. Из-за избыточного давления, скафандр раздулся, и космонавт оказался заключенный в большой шар, надутый изнутри. Больше не было чувства опоры и никаких тактильных ощущений. А ведь дальше нужно было смотать веревку, взять камеру и войти в люк корабля.
Леонов рассказывает: «Я совершил самое большое нарушение тогда, когда не доложил на Землю о своих действиях, но знал, что медлить нельзя. Сбросил давление почти в два раза, до 0.27, вместо положенных 0.5 и руки тут же встали на место, возможность работать вернулась».
Но медлить было нельзя, ведь азот в любую секунду мог начать закипать, а значит, возникновение кессонной болезни было не за горами. Беляев видел, что приближается теневая сторона, понимал – очень скоро космонавту никто не сможет помочь и принялся торопить пилота.
Леонов совершил несколько попыток войти, но шлюз не позволял пройти вперед ногами, как говорит инструкция, из-за того, что скафандр был все еще раздут. Нужно было действовать, ведь кислорода оставалось все меньше. Леонов решил нарушить все инструкции и понизил давление до предела, развернулся головой вперед и втянул себя руками внутрь. После лег, развернулся и отдал приказ задраить люк. Как только в камеру начал поступать воздух Леонов выход в открытый космос завершил.
Пора домой
Как уже говорилось выше, корабль не прошел череду тестов, а значит, имел множество проблем, которые могли помешать завершению миссии, но в космосе ничего этого не произошло, а вот на спуске случилось ЧП. Во время отстрела надувного шлюза, датчики звёздной ориентации оказались залеплены, корабль не мог снижаться, во время 16-го витка вокруг планеты, штаб СССР приказал спускаться. А корабль начал заходить на очередной виток, тогда и стало понятно, что автоматическое ориентирование не работает и придется делать все в ручном режиме. Полет грозился завершиться трагедией.
Беляев и Леонов действительно мастера своего дела, которые смогли вернуть контроль над кораблем и единственной их ошибкой стало опоздание с включением двигателя, правда, всего на одну минуту, которая в результате привела к внезапному изменению места посадки. Летательный аппарат, вместе с космонавтами на борту, ответившими всему миру на вопрос «кто первым вышел в открытый космос?», оказался в глухих зимних лесах России.
Спасение
Космонавты находились в лесу двое суток, их практически сразу же нашли и даже пытались сбросить теплые вещи с вертолета, но был совершен промах и сверток затерялся в сугробах. У спасателей не было возможности приземлиться где-нибудь поблизости. Мешали деревья. А Леонов и Беляев никак не могли спилить деревья или залить снег, чтобы создать импровизированную площадку для посадки. Спасательной группе пришлось пешком добираться до космонавтов, которые приближались к холодной гибели, и самостоятельно выводить их из чащи леса.
Триумф страны – триумф человечества!
Полет и подготовка к нему были сопряжены с огромными трудностями, превозмочь которые, казалось не под силу никому. Но космонавты СССР сделали невозможное и справились с поставленной задачей. Совершили то, что пытались сделать все, но не смог никто. Вышли в открытый космос, сделав принципиальный шаг для всего человечества. Это событие вошло в историю советской космонавтики.
Леонов получил престижную награду от международной авиационной федерации – золотую медаль «Космос» и его навсегда запомнила историю. Беляев был отмечен медалью и дипломом, и точно также вошел в вехи истории.
Подвиг тысячи ученых, рабочих и миллионов простых людей, был совершен лишь одним человеком, который не побоялся выйти в бездну, остаться один на один с открытым космосом и посмотреть на звезды через одно лишь тонкое стекло, услышать сердце в тишине безмолвия и вернуться назад, под, недоступные для него, аплодисменты всего мира. Алексей Леонов – великий человек!
В марте 1965 года состоялся полет космического корабля «Восход-2». Перед экипажем в составе космонавтов П. И. Беляева и А. А. Леонова стояла непростая, но очень ответственная задача – осуществить первый в истории выход человека в открытый космос.
Непосредственное осуществление эксперимента выпало на долю Алексея Леонова, и 18 марта он благополучно с ней справился. Космонавт вышел в открытый космос, удалился от корабля на 5 метров и провел за его пределами в общей сложности 12 минут и 9 секунд.
Полет «Восхода» не обошелся без внештатных ситуаций и курьезных случаев. Трудно описать, сколько душевных и физических сил пришлось затратить людям, которые готовили этот грандиозный эксперимент – выход человека в открытый космос. Интересные факты и малоизвестные детали полета и его подготовки стали основой этой статьи.
Идея
Мысль о том, что выход человека в открытый космос возможен, появилась у Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и совершенно необходим. Он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. К примеру, поддержание нормальной работы МКС вообще оказалось бы невозможным без проведения наружных монтажных и ремонтных работ, что лишний раз доказывает, как необходим был первый выход человека в открытый космос. Год 1964-й стал началом официальной подготовки к этому эксперименту.
Но тогда, в 1964 году, для того чтобы осуществить столь дерзкий проект, необходимо было серьезно продумать конструкцию корабля. В результате за основу был взят хорошо показавший себя «Восход-1». Один из его иллюминаторов заменили выходным шлюзом, а также сократили количество экипажа с трех человек до двух. Сама шлюзовая камера была надувной и располагалась снаружи корабля. После завершения эксперимента, перед посадкой, она должна была сама отделиться от корпуса. Так появился космический корабль «Восход-2».
Была и другая, более серьезная проблема. Столь опасный эксперимент необходимо было сначала отработать на животных. Однако от этого отказались, посчитав, что разработка специального скафандра для животного – дело слишком хлопотное и затратное. К тому же он не дал бы ответ на самый главный вопрос: как будет вести себя человек в открытом космосе? Было принято решение проводить эксперименты сразу на людях.
Сегодня космонавты способны покидать корабль на несколько часов и проводить в открытом космосе очень сложные манипуляции. Но в 60-е годы это казалось совершенной фантастикой или даже самоубийством.
Экипаж
Изначально в группе космонавтов, готовящихся к полету, состояли Леонов, Горбатко и Хрунов. Беляев был на грани отчисления из отряда космонавтов по состоянию здоровья, и лишь по настоянию Гагарина его включили в группу подготовки к полету.
В результате сформировались два экипажа: основной – Беляев, Леонов – и дублирующий – Горбатко, Хрунов. К экипажам этой экспедиции предъявлялись особенные требования. Команда должна была работать как одно целое, а космонавты – быть совместимы друг с другом с точки зрения психологии.
Результаты тестов показали, что Беляев обладает большой выдержкой и хладнокровием, способен не потерять голову в любой ситуации, а Леонов, наоборот, порывист, импульсивен, но при этом необычайно храбр и отважен. Эти два человека, столь различные по характеру, могли прекрасно работать в паре, что являлось необходимым условием для того, чтобы осуществить первый выход человека в открытый космос.
Тренировки
Первые три месяца космонавты занимались изучением конструкции и устройств нового корабля, затем последовали длительные тренировки в условиях невесомости. Для этого требовался маневренный самолет и очень опытный пилот, который мог с уверенностью выполнять фигуры высшего пилотажа. За часовой полет самолет был способен имитировать невесомость в общей сложности около 2 минут. Именно за это время космонавтам нужно было успеть отработать всю намеченную программу.
Изначально летали на спарках МИГ, но привязанные ремнями космонавты были лишены возможности двигаться. Было принято решение взять более просторный Ту-104ЛЛ. Внутри самолета был установлен макет части космического корабля со шлюзовой камерой, на этом импровизированном тренажере и проходили основные тренировки.
Неудобные скафандры
Сегодня в музее космонавтики можно увидеть тот самый скафандр, в котором Леонов осуществил выход человека в открытый космос. Фото улыбающегося космонавта в шлеме с надписью «СССР» облетело все газеты мира, но никто не мог предположить, скольких усилий стоила эта улыбка.
Специально для «Восхода-2» были разработаны особые скафандры, которые носили грозное название «Беркут». Они имели дополнительную герметичную оболочку, а за спиной космонавта помещался ранец с системой жизнеобеспечения. Для лучшего светоотражения изменили даже цвет скафандров: вместо традиционного оранжевого использовали белый. Общий вес «Беркута» составлял около 100 кг.
Все тренировки проходили уже в скафандрах, система обеспечения которых оставляла желать лучшего. Подача воздуха производилась крайне слабо, а значит, при самом малейшем движении космонавт сразу же покрывался испариной от напряжения.
Помимо этого скафандры были очень неудобными. Они являлись настолько плотными, что для того чтобы сжать руку в кулак, требовалось приложить усилие почти в 25 килограмм. Чтобы суметь проделать в такой одежде какое-либо движение, его надо было постоянно тренировать. Работа шла на износ, но космонавты упорно шли к заветной цели – сделать возможным выход человека в открытый космос. Леонов, кстати, считался самым сильным и выносливым в группе, что во многом предопределило его главную роль в эксперименте.
Показательный спектакль
В разгар тренировок в Москву прилетел большой друг СССР Шарль де Голль, и Хрущев решил похвастаться перед ним успехами советской космонавтики. Он решил показать французу, как космонавты отрабатывают выход человека в открытый космос. Сразу стало понятно, что в реальный полет отправят именно тот экипаж, который будет участвовать в этом «представлении». По приказу Гагарина в этот ответственный момент Хрунова заменяют Беляевым. По воспоминаниям Хрунова, он не понял мотивов этой замены и надолго сохранил обиду на Гагарина за этот необъяснимый поступок.
Позже Гагарин объяснил Хрунову свою позицию, он считал, что необходимо было дать Беляеву последний шанс слетать в космос. Молодой Хрунов мог это сделать впоследствии еще неоднократно, к тому же Беляев лучше подходил Леонову с психологической точки зрения.
Неприятность перед стартом
За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.
Выход в космос
По поводу поведения человека в открытом космосе существовало множество теорий. Недоброжелатели утверждали, что космонавт, ступивший за пределы космического корабля, тут же приварится к нему, будет лишен возможности двигаться или же вовсе сойдет с ума. Очень трудно представить себе, чем еще может обернуться выход человека в открытый космос. 1965 год легко мог стать годом грандиозного провала советской космической программы. Однако подтвердить или опровергнуть эти пессимистические теории могла только практика.
К тому же в то время еще не было разработано никаких спасательных систем. Единственное, что было сделано для космонавтов, – это разрешение в случае чего просто открыть люк и выставить из него руку.
Когда корабль вышел на заданную орбиту, Леонов начал готовиться к выходу. Все шло по плану, когда наступил час икс, космонавт мягко оттолкнулся и выплыл из шлюза в открытый космос.
Самые страшные прогнозы скептиков не сбылись, и космонавт чувствовал себя вполне прилично. Он выполнил всю предписанную программу, и пришла пора возвращаться на корабль. С этим возникли некоторые проблемы. Раздувшийся в невесомости скафандр не давал Леонову войти в шлюз. Тогда он, не советуясь ни с кем, самостоятельно понизил давление в скафандре и ринулся в шлюз головой вперед, а не наоборот, как было запланировано. Первый выход человека в открытый космос был завершен, и Алексей Леонов навсегда вписал свое имя в историю космонавтики.
ЧП на спуске
«Восход-2» имел множество недоработок, и после успешного завершения программы полета произошло ЧП. При отстреле выходного шлюза залепились датчики солнечно-звездной ориентации. Когда корабль совершал свой 16-й виток вокруг Земли, из ЦУПа поступило указание снижаться. Но корабль продолжал лететь, как ни в чем не бывало. Когда он пошел на 17-й виток, стало ясно, что система автоматической ориентации не сработала, и экипажу пришлось перейти на ручное управление. Полет, главной задачей которого был выход человека в открытый космос, мог закончиться катастрофой.
Ценой невероятных усилий Беляев и Леонов восстановили контроль над кораблем, но все же опоздали с выключением двигателей почти на минуту. В результате запланированное место посадки осталось далеко позади и спусковой аппарат приземлился в глухих пермских лесах.
Спасательная операция
Космонавты оставались в зимнем лесу долгих двое суток. Правда, один вертолет все же попытался сбросить им теплую одежду, но промахнулся, и сверток затерялся в сугробах.
Вертолет не мог приземлиться в глубокий снег среди деревьев, а у космонавтов не было необходимого оборудования ни для того, чтобы спилить деревья, ни для того, чтобы залить снег водой и сделать импровизированную ледяную посадочную площадку. В конечном итоге спасательная группа пешком добралась до замерзших космонавтов и смогла вывести их из лесной чащи.
Несмотря на все трудности подготовки и неприятные происшествия в процессе полета, Беляев и Леонов справились со своей основной задачей – осуществили выход человека в открытый космос. Дата этого события стала одной из самых знаменательных вех в истории советской космонавтики.
Используемые источники:
- https://ria.ru/20200318/1568671562.html
- https://cosmosplanet.ru/cosmonauts/pervyj-vyhod-cheloveka-otkrytyj-kosmos.html
- https://fb.ru/article/182381/pervyiy-vyihod-cheloveka-v-otkryityiy-kosmos-data-interesnyie-faktyi
Последний корабль 6 сезон – дата выхода серий, актеры и их роли в сериале, трейлер на русском онлайн
На 5 Авеню говорят о дате выхода 2 сезона













