Уход Германии из Лиги наций (14 октября 1933 г.)

10 января 1920 года состоялось первое заседание Лиги Наций  — политической международной организации, основанной в результате Версальского соглашения. Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Первоначально в Лигу Наций вошло 44 государства, 31 из них принимало участие в Первой мировой войне на стороне Антанты, а 13 государств придерживалось нейтралитета. Германия, как государство-агрессор начавшее и проигравшее войну не было принято в Лигу Наций.

image001-10-e1549443849566.jpg

Дворец Наций в Женеве — штаб-квартира Лиги с 1938 года.

В 1924 году вновь назначенный министр иностранных дел Германии Густав Штреземан убедил правительство Германии начать процесс присоединения к Лиги Наций, для использования членства с целью пересмотра Версальского договора. Однако после первого обращения Германии было отказано. После подписания Локарнского пакта Германией, Бельгией, Францией, Великобританией и Италией в октябре 1925 года, которым гарантировалась неприкосновенность западной границы Германии, а взамен Рейнская область — часть западной Германии — подлежала освобождению от оккупационных сил и бессрочной демилитаризации, была предпринята вторая попытка вступления Германии в Лигу. 8 сентября 1926 года Германия становится членом Лиги, получив постоянное членство в Совете.

image003-8-e1549443903113.jpg

Письмо министра иностранных дел Германии Константина фон Нейрата о выходе с Лиги Наций.

В октябре 1933 года, всего через девять месяцев после назначения Адольфа Гитлера канцлером Германии немецкое правительство заявило о своем выходе из Лиги Наций. Предлогом стал отказ западных держав согласиться на требования Германии по предоставлению ей военного паритета. Этим коротким письмом от 19 октября 1933 года министр иностранных дел Константин фон Нейрат сообщил Генеральному секретарю Лиги Наций Жозефу Авенолю о выходе Германии из организации.

Агитационный баннер «Единый народ, единый вождь, единогласное — да». Ноябрь 1933 г.

Для подтверждения этого решения был назначен референдум, который состоялся 12 ноября 1933 года одновременно с выборами нового состава Рейхстага. Выход из Лиги Наций поддержали 40 633 852 имевших право голоса граждан (95,1% от числа принявших в голосовании). Против  — высказались 2 101 207 человек (4,9%). За выходом Германии из международной организации последовало наращивание в стране военной мощи в нарушение международных договоров; отказ от Локарнского пакта и ввод немецких войск в Рейнскую область (1936 г.); захват Австрии (1938 г.) и аннексия Богемии и Моравии, провинций Чехословакии (март 1939 г.). Кульминацией этих действий стало вторжение Германии в Польшу 1 сентября 1939 года.

В октябре 1933 года, всего через девять месяцев после назначения Адольфа Гитлера канцлером Германии немецкое правительство заявило о своем выходе из Лиги Наций. Предлогом стал отказ западных держав согласиться на требования Германии по предоставлению ей военного паритета. Этим коротким письмом от 19 октября 1933 года министр иностранных дел Константин фон Нейрат сообщил Генеральному секретарю Лиги Наций Жозефу Авенолю о выходе Германии из организации. За выходом Германии из международной организации последовало наращивание в стране военной мощи в нарушение международных договоров; отказ от Локарнского пакта (1936 г.); захват Австрии (1938 г.) и аннексирование Богемии и Моравии, провинций Чехословакии (март 1939 г.). Кульминацией этих действий стало нападение немцев на Польшу 1 августа 1939 года и начало Второй мировой войны. Это письмо находится в архивах Лиги Наций, хранящихся в штаб-квартире ООН в Женеве.Главная / История дипломатии / Раздел шестой. Дипломатия в период подготовки Второй Мировой войны (1919-1939 гг.) / Глава 19. Захват фашистами власти в Германии и подрывная работа немецко-фашистской дипломатии в Европе (1932-1933 гг.) / Захват фашистами власти в Германии и подрывная работа немецко-фашистской дипломатии в Европе (1932-1933 гг.) / Уход Германии из Лиги наций (14 октября 1933 г.)

Захват фашистами власти в Германии и подрывная работа немецко-фашистской дипломатии в Европе (1932-1933 гг.)

История дипломатииВсемирная история дипломатии</li>Раздел первый. Дипломатия в древние векаГлава 1. Дипломатия древнего востока</li>Глава 2. Дипломатия древней Греции</li>Глава 3. Дипломатия Древнего Рима</li></ul></li>Раздел второй. Дипломатия в средние векаГлава 1. Варварские государства и Византия</li>Глава 2. Дипломатия периода феодальной раздробленности </li>Глава 3. Дипломатия периода укрепления феодальной монархии </li></ul></li>Раздел третий. Дипломатия в новое время (XVI-XVIII века)Глава 1. Общая характеристика дипломатии и дипломатических органов в XVI-XVIII века</li>Глава 2. Дипломатия в XVI веке </li>Глава 3. Дипломатия в XVII веке </li>Глава 4. Дипломатия европейских государств в XVIII веке </li></ul></li>Раздел четвертый. Дипломатия в новое время (1789-1871)Глава 1. Дипломатия молодой американской республики (1775-1794 гг.)</li>Глава 2. Европейская дипломатия в годы Французского Буржуазной Революции (1789-1794 гг.)</li>Глава 3. Дипломатия в годы термидорианской реакции и директории (1794-1799 гг.)</li>Глава 4. Европейские дипломатические отношения при Наполеоне(1799 – 1814 гг.)</li>Глава 5. Венский Конгресс (октябрь 1814 – июнь 1815 гг.)</li>Глава 6. От создания Священного Союза до июльской революции (1815 – 1830 гг.)</li>Глава 7. От июльской революции во Франции до революционных переворотов в Европе (1830 – 1848 гг.)</li>Глава 8. От революции 1848 г. до начала Крымской войны (1848 – 1853 гг.)</li>Глава 9. Дипломатия в годы Крымской войны и Парижский Конгресс (1853 – 1856 гг.)</li>Глава 10. Гражданская война в Северной Америке (1861-1865 гг.)</li>Глава 11. Наполеон III и Европа. От Парижского мира до начала министерства Бисмарка в Пруссии (1856 – 1862 гг.)</li>Глава 12. Дипломатия Бисмарка в годы войны с Данией и Австрией (1864 – 1866)</li>Глава 13. Дипломатическая подготовка Франко-прусской войны (1867 – 1870 гг.)</li>Глава 14. Франко-прусская война. Франкфуртский мир (1870 – 1871 гг.)</li></ul></li>Раздел пятый. Дипломатия в новое время (1872 – 1919 гг.)Глава первая. После Франкфуртского мира (1872 – 1875 гг.)</li>Глава вторая. Восточный кризис (1875 – 1877 гг.)</li>Глава третья. Русско-прусская война (1877 – 1878 гг.) и Берлинский конгресс (1878 г.)</li>Глава четвертая. Австро-германский союз и возобновление Договора трех Императоров </li>Глава пятая. Колониальная экспансия великих держав </li>Глава шестая. Внешняя политика Бисмарка в последние годы его канцлерства (1885 – 1890 гг.). Заключение Франко-русского союза (1891 – 1893 гг.) </li>Глава седьмая. Начало англо-германского антагонизма. Обострение дальневосточной проблемы.</li>Глава восьмая. Завершение борьбы за раздел мира и первые войны за его передел (1898 – 1904 гг.) </li>Глава девятая. Образование Антанты (1904 – 1907 гг.) </li>Глава десятая. Борьба Антанты и Австро-германского блока (1908 – 1911 гг.) </li>Глава одиннадацатая. Балканские войны (1912 – 1913 гг.) </li>Глава двенадцатая. Начало Первой Мировой Войны </li>Глава тринадцатая. Дипломатия в годы Первой Мировой Войны </li>Глава четырнадцатая. Выход России из империалистической войны </li>Глава пятнадцатая. Брестский мир </li>Глава шестнадцатая. Победа Антанты над Германией </li>Глава семнадцатая. Начало интервенции и дипломатическая изоляция Советской России </li></ul></li>Раздел шестой. Дипломатия в период подготовки Второй Мировой войны (1919-1939 гг.)Глава 1. Версальский мир (1919 г.)</li>Глава 2. Иностранная вооруженная интервенция в Советской России (1918 – 1920 гг.)</li>Глава 3. Первые трещины в системе Версаля (1920-1921 гг.)</li>Глава 4. Советская дипломатия в борьбе за длительную мирную передышку (1921 г.)</li>Глава 5. Вашингтонская конференция и “Договор девяти держав” (ноябрь 1921 г. – февраль 1922 г.)</li>Глава 6. Генуя (1922 г.)</li>Глава 7. Гаага (1922 г.)</li>Глава 8. Углубление противоречий версальской системы. Отмена севрского договора (1931-1923 гг.)</li>Глава 9. Рурский конфликт (1922-1923 гг.)</li>Глава 10. План Дауэса(1923-1924 гг.)</li>Глава 11. Год признания СССР (1925 г.) </li>Глава 12. Локарнские соглашения (1925 г.) </li>Глава 13. Неудача политики “замирения” Европы после Локарно (1928 г.) </li>Глава 14. Провал попыток образования единого фронта против СССР (1925-1927 гг.) </li>Глава 15. Рост военной опасности и проблема разоружения (1927-1929 гг.) </li>Глава 16. Мировой экономический кризис и крушение планов экономического оздоровления Европы (1929-1931 гг.) </li>Глава 17. Образование очага войны на дальнем востоке (1931-1933 гг.) </li>Глава 18. Международная конференция по разоружению и борьба СССР против дальнейших вооружений (1932-1933 гг.) </li>Глава 19. Захват фашистами власти в Германии и подрывная работа немецко-фашистской дипломатии в Европе (1932-1933 гг.) </li>Глава 20. Образование второго очага войны в Европе (1933-1935 гг.) </li>Глава 21. Возникноверние треьего очага войны и дальнейшее наступление поджигателей войны (1935-1936 гг.) </li>Глава 22. Политика “невмешательства” демократических правительств Европы (1935-1937 гг.) </li>Глава 23. Консолидация блока фашистских агрессоров и ослабление позиций демократических держав (1936-1937 гг.) </li>Глава 24. Захват Австрии и расчленение Чехословакии Фашистской Германией (1938 гг.) </li>Глава 25. Развязывание Европейской войны после Мюнхенской капитуляции (1938-1939 гг.) </li>Глава 26. СССР – действительный фактор мира (1939 гг.) </li></ul></li>Организация и методы современной дипломатииО приемах буржуазной дипломатии</li>Организационные формы, международно-правовые основые и техника современной дипломатии</li></ul></li></ul></li>История международных отношений (1918-2003)Том первый. События 1918-1945 Раздел первый. СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПОЛЯРНОЙ СТРУКТУРЫ МИРА ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ</li>Раздел второй. ПЕРИОД СТАБИЛИЗАЦИИ МНОГОПОЛЯРНОЙ СТРУКТУРЫ МИРА (1921 – 1932)</li>Раздел третий. РАЗРУШЕНИЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ СИСТЕМЫ МИРОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ</li>Раздел четвертый. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1939 – 1945)</li></ul></li>Том второй. Документы 1910-1940-х годовРаздел первый. </li>Раздел второй. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСЛЕВОЕННОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ (1919 – 1922)</li>Раздел третий.</li>Раздел четвертый.</li>Раздел пятый.</li>Раздел шестой.</li>Раздел седьмой. КРИЗИС И РАСПАД ВЕРСАЛЬСКОГО ПОРЯДКА (1937 – 1939)</li>Раздел восьмой. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ОСНОВЫ ПОСЛЕВОЕННОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ</li></ul></li>Том третий. События 1945-2003Раздел первый. ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ ОБЩЕМИРОВОГО ПОРЯДКА И ЕЕ ПРОВАЛ</li>Раздел второй. БАЛАНСИРОВАНИЕ НА ГРАНИ ВОЙНЫ</li>Раздел третий. КОНФРОНТАЦИОННАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ</li>Раздел четвертый. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ</li></ul></li></ul></li>Державы на Тихом океане (1945-1995)ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1945-1995) Раздел первый. ТЕОРИЯ</li>Раздел второй. ЛИДЕРСТВО. ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ БИПОЛЯРНОГО ПОРЯДКА В РЕГИОНЕ (1945-1969 гг.)</li>Раздел третий. КРИЗИС ЛИДЕРСТВА. КОНФРОНТАЦИОННАЯ CТАБИЛЬНОСТЬ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (1970-1991 гг.)</li>Раздел четвертый. УПЛОТНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ СТАБИЛЬНОСТИ (1991-1995 гг.)</li></ul></li></ul></li>Основы дипломатической службыГлава 1. Дипломатия и дипломатическая служба</li>Глава 2. Государственные органы внешних сношений. Ведомство иностранных дел — основное звено внешнеполитического аппарата государств</li>Глава 3. Дипломатические представительства за границей</li>Глава 4. Международные организации. Межгосударственные органы внешних сношений</li>Глава 5. Международные совещания и конференции</li></ul></li>Генеральный план ОСТ</li>Государственные экономические стратегииРаздел первый. Колонизация, протекционизм и свободная торговля в экономической политике государств до первой мировой войны</li>Раздел второй. От политики стабилизированных денег к политике регулируемых денег до второй мировой воины</li>Раздел третий. Конкуренция экономических стратегии США и СССР после второй мировой войны</li>Раздел четвертый. Экономическая безопасность Российской Федерации</li>Заключение</li></ul></li></ul>

Между тем поведение Германии становилось всё более вызывающим. 15 сентября 1933 г. барон фон Нейрат решительно потребовал, чтобы конференция по разоружению признала равноправие Германии. В противном случае «неизбежен провал идеи разоружения со всеми трагическими последствиями». Однако Франция — за время трёхмесячного перерыва работ конференции — пришла к выводу, что при быстром вооружении Германии вообще нет смысла рассматривать мероприятия по разоружению. Французская делегация предложила утвердить вооружения на достигнутом уровне и отказаться в течение четырёх-пяти лет как от разоружения, так и от довооружения. При этом французы настаивали на принятии системы санкций в отношении нарушителей предлагаемого постановления.

Англия и Италия отказались поддержать французское предложение. Но американский представитель Норман Дэвис энергично выступил на его защиту. Соглашение, наконец, было достигнуто. 24 сентября 1933 г., на собрании Лиги наций, барону фон Нейрату от имени четырёх держав — Англии, Франции, Италии и США — был предложен проект нового договора. Он устанавливал два этапа разоружения: первый—период стабилизации от трёх до четырёх лет, в течение которого Германия должна была заменить свою систему долгосрочной службы — краткосрочной; второй этап — тоже от трёх до четырёх лет, в течение которого должно быть проведено фактическое разоружение.

Германия отказалась принять этот проект. Германский министр внутренних дел Фрик заявил в Берлине, что Германия не желает больше играть роль парии; если ей отказывают в равноправии, она не будет впредь участвовать в международных конференциях. Фашистская печать усилила кампанию за немедленное аннулирование Версальского договора.

6 октября 1933 г. германское правительство обратилось к английскому и итальянскому правительствам с нотой, в которой заявляло, что принятие предложений четырёх держав означало бы дискриминацию, на которую Германия не может согласиться: «Германия желает получить либо полную свободу, либо подвергнуться таким же качественным ограничениям, как и другие страны». Начались новые переговоры. В течение трёх дней, с 9 по 11 октября, представители пяти держав в Женеве напрасно пытались смягчить германскую позицию, выраженную в ноте от 6 октября.

Председатель германской делегации на конференции Надольный продолжал упорствовать. 13 октября Гитлер собрал кабинет, вызвал в Берлин президента Гинденбурга из его резиденции Нейдек и поставил вопрос о выходе Германии из Лиги наций.

14 октября 1933 г. Джон Саймон выступил в Женеве с новым предложением — удлинить период разоружения до восьми лет; в течение этого срока выполнялась бы программа, обеспечивающая разоружение, безопасность и равноправие всех держав.

Тотчас после совещания председатель конференции получил от германского министра иностранных дел телеграмму следующего содержания: «В свете того направления, какое приняло в последнее время обсуждение державами вопроса о разоружении, ясно, что конференция по разоружению не выполнит своей единственной задачи — общего разоружения… Германское правительство вынуждено поэтому покинуть конференцию по разоружению».

В то же самое время германское правительство заявило о выходе Германии из Лиги наций. В связи с этим Гитлер президентским указом распустил Рейхстаг и обратился к германскому народу с воззванием, в котором лицемерно пытался оправдать этот шаг германского правительства «миролюбием и чувством чести». Он заявил, что «германское правительство увидело (в решениях конференции) несправедливую и унизительную дискриминацию германского народа. Оно не сочло больше возможным поэтому участвовать в работах конференции, где немецкую нацию третировали как бесправную и второразрядную». Выборы нового Рейхстага поставят этот вопрос на суд немецкого народа, который должен вынести своё окончательное суждение.

Американский посол в Берлине Додд в своём дневнике отмечает впечатление, которое произвела эта речь Гитлера, произнесённая по радио вечером 14 октября: «Мы слушали выступление Гитлера по радио, обращённое к Германии, к остальным народам Европы и Соединённым штатам, — пишет посол.— Гитлер заявил о выходе Германии из Лиги наций, об её уходе с конференции по разоружению и о назначении всеобщих выборов на 14 ноября. Его речь была относительно умеренна. Он требовал равных с другими странами прав на вооружение, подчеркнул, что его „революция” направлена исключительно против коммунизма, и заверял весь мир в своих миролюбивых намерениях».

Через несколько дней, 19 октября 1933 г., германский министр иностранных дел послал генеральному секретарю Лиги наций короткую телеграмму: «От имени германского правительства имею честь настоящим сообщить вам, что Германия заявляет о своём выходе из Лиги наций, согласно пункту 3 статьи 1 устава».

Уход Германии с конференции по разоружению и её заявление о выходе из Лиги наций означали новый этап не только в политике Германии, но и в дальнейшем развитии международных отношений. Период пацифистских конференций, переговоров и соглашений закончился. Фашистская Германия создавала очаг войны в самом центре Европы.

 

О проекте

Комментарии

Комментарий от Indigo 10 августа 2016 г.
Комментарий от Николай 15 июля 2012 г.
commen.png Оставьте Ваш комментарий к этой статье и получите доступ к закрытому разделу сайта

Добавление комментария

–>

Октября 1933 г.

От имени Германского правительства имею честь сообщить вам настоящим, что Германия заявляет о своем выходе из Лиги Наций согласно п. 3, ст. I Статута.

Сборник документов по международной политике и международному праву. С. 172.

УСТАНОВЛЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СССР И США

Ноября 1933 г.

Мой дорогой господин Литвинов, я весьма счастлив известить Вас, что в результате наших с Вами бесед правительство США решило установить нормальные дипломатические отношения с правительством СССР и обменяться с ним послами.

Надеюсь, что отношения, ныне установленные между нашими народами, смогут навсегда оставаться нормальными и дружественными и что наши народы впредь смогут сотрудничать ради своей взаимной пользы и ради сохранения мира во всем мире.

Примите и пр…

Франклин Рузвельт.

ПИСЬМО НАРОДНОГО КОМИССАРА ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ СССР М.М.ЛИТВИНОВА ПРЕЗИДЕНТУ США Ф.РУЗВЕЛЬТУ

Ноября 1933 г.

Мой дорогой господин Президент, я весьма рад известить Вас, что правительство СССР охотно готово установить нормальные дипломатические отношения с правительством США и обменяться послами.

Я также разделяю надежды, что отношения, ныне установленные между нашими народами, смогут навсегда оставаться нормальными и дружественными и что наши народы впредь смогут сотрудничать ради своей взаимной пользы и ради сохранения мира во всем мире.

Примите и пр…

Максим Литвинов.  

Хрестоматия по новейшей истории. М., 1960. Т.1. С. 230.

* * *

СОВЕТСКО-ФРАНЦУЗСКИИ ДОГОВОР О ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ

Мая 1935 г.

(Извлечение)

Статья I. В случае, если СССР или Франция явились бы предметом угрозы или опасности нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и соответственно СССР обязуются приступить обоюдно к немедленной консультации в целях принятия мер для соблюдения постановлений статьи 10 устава Лиги Наций.

Статья II. В случае, если в условиях, предусмотренных в статье 15, параграф 7 устава Лиги Наций, СССР или Франции явились бы, несмотря на искренне мирные намерения обеих стран, предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и взаимно СССР окажут друг другу немедленно помощь и поддержку.

Статья III. Принимая во внимание, что согласно статье 16 устава Лиги наций каждый член Лиги, прибегающий к войне вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15 устава, тем самым рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги, СССР и взаимно Франция обязуются, в случае, если одна из них явится в этих условиях и несмотря на искренние мирные намерения обеих стран предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, оказать друг другу немедленно помощь и поддержку, действуя применительно к статье 16 устава.

То же обязательство принято на случай, если СССР или Франция явятся предметом нападения со стороны европейского государства в условиях, предусмотренных в параграфах 1 и 3 статьи 17 устава Лиги Наций.

Статья IV. Так как обязательства, установленные выше, соответствуют обязанностям Высоких Договаривающихся Сторон как членов Лиги Наций, то ничто в настоящем договоре не будет толковаться как ограничение задачи этой последней принимать меры, способные эффективно ограждать всеобщий мир, или как ограничение обязанностей, вытекающих для Высоких Договаривающихся Сторон из устава Лиги Наций.

Протокол подписания

В момент подписания советско-французского договора о взаимной помощи от сего числа уполномоченные подписали нижеследующий протокол, который будет включен в обмениваемые ратифицированные грамоты договора.

640-1.png

I. Условлено, что следствием статьи III является обязательство каждой Договаривающейся Стороны оказать немедленно помощь другой, сообразуясь безотлагательно с рекомендациями Совета Лиги Наций, как только они будут вынесены в силу статьи 16 устава. Условлено также, что обе Договаривающиеся Стороны будут действовать согласно, дабы достичь того, чтобы Совет вынес свои рекомендации со всей скоростью, которой потребуют обстоятельства, и что, если, несмотря на это, Совет не вынесет по той или иной причине никакой рекомендации и если он не достигнет единогласия, то обязательство помощи тем не менее будет выполнено. Условлено также, что обязательства помощи, предусмотренные в настоящем договоре, относятся лишь к случаю нападения, совершенного на собственную территорию той или другой Договаривающейся Стороны.

II. Так как общее намерение обоих правительств состоит в том, чтобы ни в чем не нарушать настоящим договором обязательств, принятых ранее СССР и Францией по отношению к третьим государствам в силу опубликованных договоров, то условлено, что постановления упомянутого договора не могут иметь такого применения, которое, будучи несовместимым с договорными обязательствами, принятыми одной из Договаривающихся Сторон, подвергло бы эту последнюю санкциям международного характера.

III. Оба правительства, считая желательным заключение регионального соглашения, целью которого явилась бы организация безопасности Договаривающихся Государств и которое вместе с тем могло бы включить обязательства взаимной помощи или сопровождаться таковыми, признают друг за другом возможность, в соответствующем случае, участвовать, с обоюдного согласия, в той форме, прямой или косвенной, которая представлялась бы подходящей в подобных соглашениях, причем обязательства этих соглашений должны заменить собой те, которые вытекают из настоящего договора.

IV. Оба правительства констатируют, что переговоры, результатом которых явилось подписание настоящего договора, были начаты первоначально в целях дополнения соглашения о безопасности, охватывающего страны северо-востока Европы, а именно: СССР, Германию, Чехословакию, Польшу и соседние с СССР Балтийские государства; наряду с этим соглашением должен был быть заключен договор о помощи между СССР, Францией и Германией, в котором каждое из этих трех государств должно было обязаться к оказанию поддержки тому из них, которое явилось бы предметом нападения со стороны одного из этих трех государств. Хотя обстоятельства до сих пор не позволили заключить эти соглашения, которые обе стороны продолжают считать желательными, тем не менее обязательства, изложенные в советско-французском договоре о помощи, должны пониматься, как имеющие действовать лишь в тех пределах, которые имелись в виду в первоначально намечавшемся трехстороннем соглашении. Независимо от обязательств, вытекающих из настоящего договора, напоминается вместе с тем, что согласно советско-французскому договору о ненападении от 29 ноября 1932 года и притом без ущерба для универсальности обязательств этого пакта, в случае, если бы одна из Сторон подверглась нападению со стороны одной или нескольких третьих европейских держав, не предусмотренных в вышеназванном тройственном соглашении, другая Договаривающаяся Сторона должна будет воздерживаться в течение конфликта от прямой или косвенной помощи или поддержки нападающему или нападающим, причем каждая из Сторон заявляет, что она не связана никаким соглашением о помощи, которое находилось бы в противоречии с этим обязательством.

Документы внешней политики СССР. М., 1973. Т.18. С.309-312.

Мая 1935 г.

(Извлечение)

Статья 1. В случае, если Союз Советских Социалистических Республик или Республика Чехословацкая явились бы предметом угрозы или опасности нападения со стороны какого-либо европейского государства, Республика Чехословацкая и соответственно Союз Советских Социалистических Республик обязуются приступить обоюдно к немедленной консультации в целях принятия мер для соблюдения постановлений статьи 10 устава Лиги Наций.

Статья II. В случае, если в условиях, предусмотренных в статье 15, параграфа 7 устава Лиги Наций, Союз Советских Социалистических Республик или Республика Чехословацкая явились бы, несмотря на искренне мирные намерения обеих стран, предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, Республика Чехословацкая и взаимно Союз Советских Социалистических Республик окажут друг другу немедленно помощь и поддержку.

Статья III. Принимая во внимание, что, согласно статье 16 устава Лиги Наций, каждый член Лиги, прибегающий к войне вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13 и 15 устава, тем самым рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги, Союз Советских Социалистических Республик и взаимно Республика Чехословацкая обязуются в случае, если одна из них явится в этих условиях и несмотря на искренне мирные намерения обеих стран предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, оказать друг другу немедленно помощь и поддержку, действуя применительно к статье 16 устава.

То же обязательство принято на случай, если Союз Советских Социалистических Республик или Республика Чехословацкая явятся предметом нападения со стороны европейского государства в условиях, предусмотренных в §§ 1 и 3 статьи 17 устава Лиги Наций.

Статья IV. Без ущерба для предыдущих постановлений настоящего договора установлено, что если одна из Высоких Договаривающихся Сторон явится предметом нападения со стороны одной или нескольких третьих держав в условиях, не дающих основания для оказания помощи и поддержки в пределах настоящего договора, то другая Высокая Договаривающаяся Сторона обязуется не оказывать в течение конфликта ни прямо, ни косвенно помощи и поддержки нападающему или нападающим, причем каждая из сторон эаявляет, что она не связана никаким соглашением о помощи, которая находилась бы в противоречии с настоящим обязательством.

Статья V. Так как обязательства, установленные выше, соответствуют обязанностям Высоких Договаривающихся Сторон как членов Лиги Наций, то ничто в настоящем договоре не будет толковаться как ограничение задачи этой последней принимать меры, способные эффективно ограждать всеобщий мир, или как ограничение обязанностей, вытекающих для Высоких Договаривающихся Сторон из устава Лиги Наций.

Протокол подписания

В момент подписания советско-чехословацкого договора о взаимной помощи от сего числа уполномоченные подписали нижеследующий протокол, каковой будет включен в обмениваемые ратификационные грамоты договора.

1 Условлено, что следствием статьи III является обязательство: каждой Договаривающейся Стороны оказать немедленно помощь другой, сообразуясь безотлагательно с рекомендациями Совета Лиги Наций, как только они будут вынесены в силу статьи 16 устава. Условлено также, что обе Договаривающиеся Стороны будут действовать согласно, дабы достичь того, чтобы Совет вынес свои рекомендации со всей скоростью, которой потребуют обстоятельства, и что, если, несмотря на это, Совет не вынесет по той или другой причине никакой рекомендации, или если он не достигнет единогласия, то обязательство помощи тем не менее будет выполнено. Условлено также, что обязательства помощи, предусмотренные в настоящем договоре, относятся лишь к случаю нападения, совершенного на собственную территорию той или другой Договаривающейся Стороны.

2. Оба правительства констатируют, что обязательства, предусмотренные статьями I, II и III настоящего договора, заключенного в стремлении содействовать созданию в Восточной Европе региональной системы безопасности, начало которой положено франко-советским договором от 2 мая 1935 года, ограничиваются теми же пределами, которые установлены п. 4-м протокола подписания упомянутого договора. Одновременно оба правительства признают, что обязательства взаимной помощи будут действовать между ними лишь поскольку при наличии условий, предусмотренных в настоящем договоре, помощь Стороне – жертве нападения будет оказана со стороны Франции.

3. Оба правительства, считая желательным заключение регионального соглашения, целью которого явилась бы организация безопасности договаривающихся государств и которое вместе с тем могло бы включить обязательства взаимной помощи или сопровождаться таковыми, признают друг за другом возможность в соответствующем случае участвовать с обоюдного согласия, в той форме, прямой или косвенной, которая представлялась бы подходящей в подобных соглашениях, причем обязательства этих соглашений должны заменить собою те, которые вытекают из настоящего договора.

Документы внешней политики СССР. М., 1973. Т. 18. С. 333-336.

640-1.png



–>
–>Главная–> » –> События. Персоны. Даты –> » 1933 » Октябрь 1933

1933. 14—19 октября. Выход Германии из Лиги наций

Добавлено 01.11.2018, 20:03, Изменено 01.02.2020, 21:21

14 октября 1933 — Выход Германии из Лиги наций и уход ее делегации с конференции по разоружению.

Всемирная история. Том 9. — М.: Соцэкгиз, 1962, стр. 653

19 октября 1933 — Выход Германии из Лиги наций.

История международных отношений и внешней политики СССР, 1917—1987 гг. Том 1. Под ред. Г. В. Фокеева. — М.: Междунар. отношения, 1986, стр. 396

–>Категория–>:Германия, Даты, Международные организации, Октябрь 1933
–>Просмотров–>:369 |

–>

Используемые источники:

  • https://wwii.space/19-10-33-германия-покидает-лигу-наций/
  • https://basir71.livejournal.com/1223306.html
  • http://tajni.ru/uhod_germanii_iz_ligi_naciy-a747.html
  • https://studopedia.ru/20_61577_vihod-germanii-iz-ligi-natsii.html
  • http://virezkipress.ru/load/1933/oktjabr_1933/1933_10_14_vykhod_germanii_iz_ligi_nacij/939-1-0-2371

</tr></table>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий